В августе каждую неделю показатели заболеваемости увеличивались более чем на 20%, сейчас темпы немного снизились - последние данные - это 17% роста за семь дней. Как вы оцениваете ситуацию?
Иван Коновалов: Это достаточно значимый показатель. Он демонстрирует, что действительно, сейчас люди вновь стали чаще переносить эту инфекцию. Правда, рост показателей может быть обусловлен еще одной причиной: достаточно хорошим распространением, расширением тестирования.
Правда ли, чем заразнее вирус, чем шире он распространяется, тем легче переносится заболевание?
Иван Коновалов: На самом деле такой связи нет. На текущий момент принципиальные мутации, которые бы изменяли само течение болезни, не происходят. Небольшие изменения в антигенном составе вируса приводят к тому, что человек, который ранее болел другим подтипом и, например, был вакцинирован, все равно подвергается риску инфицирования. Для нас это важно понимать и учитывать не только с позиции возможной тяжести перенесения инфекции самим человеком. Не менее значимо и то, что заболевший (даже при легком течении инфекции) становится распространителем и может контактировать уже с людьми из групп риска, у которых даже текущие версии COVID-19 могут протекать тяжело, с осложнениями, вплоть до летальных исходов.
Как сейчас ковид протекает "в среднем"? Легче, чем в предыдущие подъемы заболеваемости?
Иван Коновалов: В основном мы наблюдаем достаточно легкое течение по типу банального ОРВИ. Это респираторный синдром, который по-разному протекает в зависимости от того, кого инфицирует этот вирус. Если речь идет про маленьких детей, у них тоже могут быть особенности в состоянии здоровья. Пожилые, с избыточным весом, с сахарным диабетом и другими сопутствующими заболеваниями могут переносить инфекцию и сейчас (как и раньше) гораздо тяжелее. Летальные случаи есть до сих пор.
Но хочу подчеркнуть: в структуре заболеваемости, например, такой инфекции, знакомой нам давно, как грипп, процент летальности гораздо выше, чем при текущем COVID-19.
То есть вирус этот с нами теперь навсегда? Работает ли ношение масок?
Иван Коновалов: Маски однозначно работают, иначе бы ими не пользовались врачи в стационарах. Но надо правильно понимать, какую функцию они выполняют: они не могут полностью предотвратить инфицирование, но зато они очень неплохо работают как блок на выделение вируса во внешнюю среду теми, кто уже болеет. Поэтому такая двойная защита: человек, который не хочет заболеть, носит маску, и человек, который болеет, но не хочет заражать окружающих, тоже носит маску. Это в комплексе значимо увеличивает дистанцию, так скажем, распространения вируса.
Мы видим, что ковид идет в рост, не смотря даже на сухую и теплую погоду в сентябре. И это отличает этот вирус от гриппа и других ОРВИ? Как защититься?
Иван Коновалов: Да, мы видим распространение вируса даже при такой еще почти "летней" погоде в центральной части России. Но речь про заражение ОРВИ больше связана даже не с погодой, а с тем, что люди возвращаются в коллективы, в замкнутые, особенно учебные, рабочие, школьные. Любая респираторная (то есть передающаяся по воздуху) вирусная инфекция, которая попадает по приезде человека откуда-либо, сразу начинает циркулировать внутри этого коллектива.
Проще говоря, как и раньше, маски - это хорошая профилактика, хоть и не панацея. Но лучше просто на всякий случай, если чувствуете какое-то недомогание, маску надеть, вот, просто для того, чтобы окружающих людей не заражать, как минимум, и ограничить свои контакты в случае, если вы чувствуете даже легкие симптомы простуды, если это позволяет вашей учебе и работе.
ЗдоровьеКоронавирус COVID-19