Для чего-то я здесь еще нужен. Как ветеран СВО, который лишился ноги и изготовил себе протез, не теряет силы духа

Ветеран боевых действия Дмитрий Попов из Харцызска (ДНР) перенес шесть серьезных контузий, многочисленные осколочные ранения и лишился ноги, но не утратил воли к жизни. Он так хотел поскорее встать на ноги, что, не дожидаясь, пока будут оформлены необходимые документы для протезирования, сам изготовил свой первый протез. А сейчас бойца поддерживает фонд "Защитники Отечества".

Личный архив Дмитрия Попова/ Фонд "Защитники Отечества"

Девочка на руках

В 2015 году Дмитрий вступил в ополчение. Он участвовал в боевых действиях в Донецком аэропорту, Песках, Водяном, на Авдеевской промке и Светлодарской дуге. Служил в батальоне "Восток" и в "Сомали". Был и штурмовиком, и наводчиком-оператором танка.

- За это время всякое пришлось пережить. О многом и вспоминать не хочется. Например, о подбитом танке друзей. Или о том, как 120-мм мина разорвалась прямо под ногами моего сослуживца, который приглашал меня стать крестным для его ребенка. А однажды мы случайно выехали на танке на украинскую позицию и получили четыре попадания из РПГ. Чудом вывели машину из-под обстрела, танк тогда пошел под замену. А когда я был штурмовиком, случалось перестреливаться с противником, который находился в двух-трех метрах, через стенку, - рассказывает ветеран.

Но, как он признается, самое тяжелое воспоминание - это обстрел школы в Киевском районе Донецка. Тогда пришлось доставать из-под обломков детей.

Фото: Личный архив Дмитрия Попова/ Фонд "Защитники Отечества"

- ВСУ ударили по школе из "Града". Выпустили целый пакет. Мы с сослуживцами во время обстрела проходили рядом и сразу бросились к завалам. У меня тогда на руках умерла девочка, которой оторвало ногу, - тяжело вздыхает Дмитрий.

В то же время о собственных ранениях он рассказывает, как о чем-то будничном. Осколочные и контузии даже перестал считать. С невеселой усмешкой говорит только, что стал одним из первых жертв боевых беспилотников.

- Тогда ВСУ только-только начали применять дроны, и мы еще не знали, насколько опасным может быть это оружие. Я увидел, как что-то летит сверху, инстинктивно отскочил в сторону, раздался хлопок, мне посекло осколками ногу. А из шести контузий в танке особенно запомнилась одна. Вообще попадание в танк - неприятная штука, в голове гудит, подташнивает, но один раз у меня был приоткрыт люк и именно в этот момент в нас попала 120-мм мина. Меня потом вытащили без сознания, из носа и ушей текла кровь. Тяжелая контузия, после которой была долгая реабилитация, - рассказывает ветеран.

Фото: Личный архив Дмитрия Попова/ Фонд "Защитники Отечества"

Берц перед лицом

Но каждый раз после лечения Дмитрий снова и снова возвращался в строй. Так продолжалось до 2019 года, когда экипаж танка готовился к очередному выезду на боевые позиции. Танкисты вышли на небольшую разведку, чтобы прикинуть, как лучше проехать, откуда вести погонь и как потом увезти машину от "ответки". Видимо, на протоптанной тропе побывали украинские диверсанты: Дмитрий наступил на мину.

Прогремел взрыв. В первый момент Дмитрий не понял, что произошло, упал, но даже не почувствовал боли. А потом увидел собственный берц, стоящий прямо перед лицом, а в берце - то, что осталось от ноги. Стало ясно, что ее больше нет. Впрочем, и вторая нога тоже была сломана, а сухожилия на ней перебиты.

Сослуживцы наложили жгуты, вынесли Дмитрия с опасного участка. Скорая приехать не смогла, санитарной машины тоже поблизости не оказалось. Драгоценное время уходило, и в больницу раненого повезли на единственном бывшем поблизости транспорте - стареньких "Жигулях". Положить в салон раненого не получилось, поэтому везли в багажнике. В дороге под обстрелом произошла авария, машина врезалась в бордюр. Дмитрия переложили в другой автомобиль, проезжавший мимо.

- Во время операции врачи занимались не только ногами, было много осколочных ранений: украинские саперы облепили мину щебнем, чтобы увеличить количество поражающих элементов. Хирург потом удивлялся, как я вообще смог прожить больше часа, пока меня везли в больницу. Говорил, что от таких ран умирают за 15 минут. Врач сказал, что для чего-то я здесь еще нужен. Кстати, на следующий день на той же тропе подорвался еще один боец. При этом он упал на вторую мину. Тот боец погиб, а я - нет. Так что, возможно, хирург в чем-то прав, - рассуждает Дмитрий. - Хотя первое время было очень тяжело. Я ведь раньше любил спорт и потеря ноги для меня стало настоящей трагедией. К тому же, меня бросила моя девушка. Она приехала в больницу, посмотрела на меня и прямо сказала: "Ты теперь инвалид. Что ты мне можешь дать?" Повернулась и ушла.

Фото: Личный архив Дмитрия Попова/ Фонд "Защитники Отечества"

"Умный дом"

После длительного лечения ветеран вернулся к себе в Харцызк. Долгое время провел в кровати, не вставая. Да и как было встать, если одной ноги нет, а вторая от пальцев до паха вся в бинтах? Периодически накатывало отчаяние, но Дмитрий все же взял себя в руки.

- Я сказал себе: так, родной, голова у тебя есть, руки тоже, значит живем дальше. Не спиваться же, в самом деле. Научился сам сползать с кровати на коляску, на ней ездил по дому. Где не получалось - добирался на руках. Старался заниматься делом. Смастерил собаке будку, сделал вольер, сварил калитку. Люди удивлялись: мол, как ты все это делаешь в таком состоянии? Кстати, когда сняли гипс, первый протез я себе тоже изготовил сам. Пока оформлялись документы для протезирования, сварил металлическую ступню, прикрепил ее к трубе пвх, прикрутил ремни крепления. Цеплял к поясу и так худо-бедно передвигался. Даже автомобилем с механикой управлял. А уже позднее мне изготовили заводской протез.

Поначалу Дмитрий справлялся со всем самостоятельно, но кто-то из сослуживцев посоветовал ему обратиться в фонд "Защитники Отечества".

Фото: Личный архив Дмитрия Попова/ Фонд "Защитники Отечества"

- Там мне очень помогли, спасибо большое фонду! Оформили документы, необходимые для получения статуса ветерана боевых действий и соответствующих выплат. А еще специалисты фонда помогли мне получить новый спортивный протез. Нашего, кстати, производства и очень качественный. Он легче, комфортнее, подвижнее. Новый протез амортизирует, пружинит, в нем, я чувствую себя более мобильным. Прекрасный протез! Еще планирую пройти реабилитацию для уцелевшей, но пострадавшей ноги, а то с коленом бывают проблемы. И тут тоже фонд поможет. Также для нас, ветеранов, часто проводят разные мероприятия, концерты, и это очень здорово! Ведь так чувствуешь себя нужным. Кроме того, социальные координаторы фонда "Защитники Отечества" помогают решать различные бытовые задачи, например, добились, чтобы на нашу улицу завезли асфальт. С военкоматом они тоже поддерживают связь, и мне самому уже не надо туда ездить, - говорит ветеран.

Он отмечает еще одно большое дело, который сделал для него фонд: жилище Дмитрия максимально адаптировали для жизни инвалида.

- У меня теперь "умный дом", - хвастается Дмитрий - Все здесь умное - и лампочки, и розетки, и окна. Мне подарили робот-пылесос и колонку Алиса. Я с этой колонки управляю всем дсвоим жилищем. Прошу погасить свет - свет гаснет, прошу включить - включается. Окна тоже так можно открывать. Это очень облегчает жизнь.

Впрочем, Дмитрий не обирается хоронить себя в четырех "умных" стенах. Летом с друзьями он собирал гуманитарную помощь для эвакуированных из зоны активных боевых действий. Также ветеран нашел подработку и ремонтирует автомобили.

Образ жизниСоцзащитаСпециальная военная операция по защите ДНР и ЛНР
Источник: Российская газета

Полная версия