Неизменную актуальность, кажется, несут слова российского историка, профессора Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Так может сегодня главная проблема в недостатке любви? В отсутствии глубокого контакта между учеником и учителем? Разве оценка по поведению его может вернуть? И если не вернет, то следующим этапом будет что розги?
Обо всем этом обозреватель «МК» побеседовала со своим коллегой по СПЧ, который и рассказал президенту об оценках — Владимиром ИКОННИКОВЫМ.
Владимир, а вы сами по образованию учитель?
Учитель географии.
Сразу же вспоминается фильм «Географ глобус пропил».
Этот фильм как раз показывает сложность взаимоотношений учителей и учеников. А еще замечательный актер Константин Хабенский в роли географа поднял проблемы (социальные, финансовые, психологические) многих педагогов, особенно мужчин. Мужчин в целом не хватает в школах, и это плохо. Раньше они преподавали математику, физику. Сейчас в лучшем случае работают учителями технологии и физкультуры.
Что касается меня, я так и не поработал учителем географии. Работу начал со сторожа на станции юных туристов, потом там же преподавал пешеходный туризм. Водил ребят по Сахалину, изучали родной остров. Спустя годы стал директором средней школы, а сейчас – директор техникума, благодаря чему о конфликтах между учениками и педагогами не просто знаю, а сам их постоянно разрешал. И часто причина крылась в том, что конкретный ученик ощущал вседозволенность, а учитель не знал, как поступить.
-Вы сами в детстве и юности с учителями не спорили, не грубили им?
У меня в начальной школе за какую-то четверть был «неуд» по поведению (не помню уже за что именно). То есть в моем детстве оценки по поведению были, и они выставлялись в дневник.
У вас не было ощущения, что оценки по поведению в некоторых случаях ставились очень предвзято? Кому-то доставались плохие только потому, что он не нравился учителю.
У меня такого не было. Но, разумеется, кто-то мог с таким сталкиваться. Мне же плохая оценка помогла обратить внимание на свое поведение. Вообще я поднял тему перед президентом, имея ввиду именно регулирование поведения. Мы вышли к этому через проблему о защите чести и достоинства учителя. Очень много обращений от педагогов сегодня поступает.
На что чаще всего жалуются?
- На первом месте неуважительное отношение. Пример. Урок начался, ученик открывает дверь, заходит. «Ты хотя бы извинись», - говорит учительница. «Да ну, Марья Ивановна, что ты придумала такое?» Или вот, допустим, на уроке музыки ученик издевательским тоном заявляет учительнице об опере Глинки: «Что за рок включила нам?». А она даже не знает, что на такое ответить.
На втором месте агрессивное поведение. Ученик кричит на учителя: «Почему вы забрали телефон? Зачем вы звоните моим родителям? А что вы тут директору сказали?».
Ну и на третьем месте - порча имущества учителя. В сумку налили что-то, одежду выбросили. Это, надо признать, крайне редкие случаи.
— Ну это было во все времена. Разве учитель не должен быть готов к такому и не растеряться?
Разные же есть учителя. Да и среди учеников бывают такие, с которыми невероятно сложно найти контакт, они дестабилизируют не только класс, но и всю школу. Это настолько избалованные дети, что им в принципе не знакомы понятия «уважение», «почтение».
Но для таких случаев существуют школьные психологи.
Не всегда и они могут решить проблему.
- А оценка по поведению решит?
Оценка может быть только одним из инструментов и защиты учителя, и воспитания ребенка. Пользовать им или нет – право учителя. Сейчас у него мало механизмов защиты. Вот куда учителю пожаловаться в случае оскорбления? Директор наверняка скажет: «Марья Ивановна, сами разбирайтесь». Профсоюз в данном случае не поможет, он защищает трудовые права. Страхование от подобных ситуаций в России не предусмотрено. В суд? Имейте в виду, что многие родители имеют больше возможностей нанять хороших адвокатов, чем простой учитель со своей небольшой зарплатой.
Как относятся к идее ввести оценку за поведение сами учителя?
- Я сообщил президенту цифры, которые соответствую действительности, - порядка 80% поддерживают.
Но может это только в конкретных регионах?
Мы встречались с учителями на Дальнем Востоке, в Сибири и в центральной части России. А еще встречались со студентами педагогических вузов — то есть будущими учителями. Причем, общались с теми, кто уже прошел практику преподавания в школе. По результатам и вышли те самые 80 процентов.
- А детей вы опрашивали?
-Нет, с ребятами не разговаривали пока об этом. У нас есть еще время до подготовки поручений президента. Но кажется, что будет 50 на 50.
-Сейчас, к сожалению, количество суицидов среди детей и подростков велико. И вот представьте, что ко всем прочим причинам добавиться «двойка» по поведению на уроке.
Думаю, такого не произойдет. Речь не о том, что каждый учитель на любом уроке сможет ставить неудовлетворительную оценку по поведению. Нет. Предполагается, что это будет делать педагогический совет по итогам года. Он выслушает классного руководителя, педагогов-предметников, самого ученика с родителями.
А какие последствия у такой оценки будут?
Его не переведут в другой класс, например.
Сейчас часто в конфликтных ситуациях получается, что виновата во всем школа. Но по семейному кодексу за ребенка несут ответственность и родители. А почему-то в последнее время многие забывают об этом. Особенно те, кто приходят с проверками. Они всегда ищут виноватых среди учителей, директора, заместителей. И даже баба Маня, которая моет полы, у них виновата. А родители ни при чем, хотя некоторые с ребенком не занимаются, ведут себя непотребным образом.
А как оценка эту ситуацию изменит?
Мы не говорим, что оценка должна изменить саму ситуацию в семье. Мы говорим о том, что оценка должна повлиять на поведение ребенка и обратить на него внимание родителей. Бывают истории, которые требуют жесткой реакции. И «двойка» была бы ровно такой.
Можете пример ситуаций привести?
Однажды мне в кабинет бросили булыжник (в отместку за мое решение не пускать на школьный вечер тех, кто плохо себя вел). Слава Богу, что меня не задело. Или позвонил мальчик сказал, что школа заминирована. Были ситуации, когда школьники приходили и распыляли перцовые баллончики в коридоре, а нам приходилось эвакуировать всю школу. Или выяснилось, что отдельные наши ученики опубликовали в соцсетях что-то нехорошее.
Я против того, чтобы в подобных ситуациях детей привлекали к ответственности. Но «двойку» я бы поставил и, возможно, на второй год оставил.
Ситуация: мальчик в классе несколько раз доводил девочек до слез. Ему двойка по поведению грозит?
Смотря, какие критерии вводить. И есть варианты: оценка может быть только «неуд» и «уд» или же будет по пятибалльной системе.
Здесь нужен научный подход. Надеемся, что Российская академия образования поможет.
Если будет пятибалльная система, то за что могли бы ставить «пятерку»?
- Помог другу. Котенка спас. За девочку заступился, к которой кто-то задирался. Честно себя повел в спорной ситуации. Навестил ветерана. Да что угодно. Это не обязательно должны быть великие дела.