Кроме того, в рамках взаимодействия с Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) удалось добиться того, чтобы "Почта России" не поднимала тарифы на распространение. Вводится понятие "социально значимое издание", их будет около трех тысяч (около 150 федеральных и более 2800 региональных и районных изданий). За эти издания федеральный бюджет будет компенсировать "Почте России" сохранение тарифов, рассказал Григорьев.
В форуме приняли участие руководители и представители ведущих издательских домов, дистрибьюторских компаний, полиграфических предприятий, учебных заведений, отраслевых общественных организаций, а также профильных министерств и ведомств. Президент СППИ ГИПП Алексей Иванов рассказал "РГ", что основное внимание участников форума было посвящено трансформации отрасли печатных СМИ, дистрибуции газет и журналов.
"Чтобы идти вперед и развиваться, нам надо сохранять печатные СМИ, а для этого крайне важно поддерживать их распространение. Мы стараемся противодействовать сокращению киосков, и во многих регионах нас слышат и слушают. Однако мы часто сталкиваемся и с обратной реакцией, когда на местном уровне киосковая розница планомерно уничтожается, и мы видим нежелание местных администраций идти навстречу дистрибьюторам и издателям. В таких случаях мы обращаемся к губернаторам и мэрам напрямую, пользуясь поддержкой Минцифры", - пояснил Иванов.
Президент СППИ ГИПП также напомнил о постановлении Минпромторга, по которому вводится новый норматив обеспеченности населения точками продаж прессы. Этот норматив рассчитывается как произведение коэффициента минимальной обеспеченности населения количеством точек продажи (коэффициент установлен на федеральном уровне 4,5 на среднегодовую численность населения региона или муниципального образования, поделенных на 10 тыс. человек).
"Со следующего года это уже будет рабочим инструментом, по которому можно будет отслеживать, соответствует ли нормативу в том или ином регионе количество киосков, супермаркетов и отделений "Почты России", торгующих прессой. Крайне важно, чтобы у населения была возможность получить доступ к их любимым газетам и журналам", - отметил Иванов.
Аудитория печатных СМИ сегодня превышает 30 млн человек, или 25% от взрослого населения страны, добавил он.Также Алексей Иванов указал на наличие проблем с "Почтой России", отметив, что розничные продажи в отделениях связи - это очень важный канал распространения, но сейчас один из самых сложных, так как чередой действий со стороны почты уже обрушены продажи газет и журналов ввиду сильно завышенной стоимости прессы относительно средней цены в киосках и супермаркетах.
"Я все чаще слышу, что издатели уже переходят грань рентабельности и многие, в том числе и общественно-политические гиганты, размышляют о вынужденной остановке поставок. И при таких подходах это произойдет в ближайшем будущем", - заявил он, отметив, что в отдаленных уголках России отделения почты являются единственным местом, где читатель может купить прессу.
"Это очень опасно, особенно сейчас, когда печатная пресса стоит на страже интересов и информационной безопасности страны", - подчеркнул он.
Каждый год с улиц городов страны исчезает 1500-1600 газетных киосков.В результате за последние 20 лет, по данным СППИ ГИПП, павильонов прессы стало меньше в четыре раза. Киоски либо сносят вовсе, либо на их месте появляются точки фастфуда или продажи фруктов. Проблему легко было бы объяснить цифровой революцией: любая газета сейчас у каждого в телефоне, и давно уже незачем бежать за ней поутру в киоск. Между тем читатели в редакциях обрывают телефоны: где купить газету? Для очень многих людей важен ее классический вариант, чтобы можно было взять бумажный номер в руки, полистать. Они привыкли потреблять информацию в привычном виде и готовы ехать даже на другой конец города, чтобы найти киоск печати и любимое издание.
Далеко не всегда это удается. Так, на весь полуторамиллионный Екатеринбург, например, сегодня осталось всего 135 киосков прессы. Исчезают они не единицами - десятками, еще в начале этого года их насчитывалось 154. И не то чтобы мэрия целенаправленно борется именно с прессой - скорее всего, павильоны попали в фарватер борьбы местных властей со всеми нестационарными торговыми объектами (НТО) разом. В мэрии откровенно называют НТО "пережитком прошлого" и альтернативу им видят в магазинах и ТЦ. Кроме того, как уверяет директор департамента потребительского рынка и услуг администрации Екатеринбурга Максим Чаплыгин, павильоны "портят внешний вид города, закрывают фасады стационарных магазинов". И скидки на "профиль" киоска, газетный он или какой-то еще, мэрия делать не намерена.
Формально ликвидация точек происходит по закону: из-за нарушения правил размещения в "треугольнике безопасности" ГИБДД, нахождения в охранной зоне трубопроводов и газопроводов и т.д. Один из киосков, например, успешно проработавший 15 лет, попал под снос из-за того, что в документах его площадь оказалась превышена на один метр. Дело его владельцу-предпринимателю удалось выиграть в суде. Но ведь по каждому киоску судиться не будешь, говорит Сергей Ченцов, директор уральской сети по распространению печатной продукции (ООО "Предприятие "Роспечать").
В итоге горожане остаются без газет, а издатели теряют свою аудиторию.Ведь большая часть тиража ежедневных общественно-политических газет и еженедельных популярных изданий (в том числе "РГ", "Коммерсантъ", "Комсомольская правда", "Спорт-Экспресс", "Телесемь", "Теленеделя", "Областная газета") могут распространяться только через сеть киосков или по подписке через "Почту России".
В городах Сибири тоже уверены, что на ситуацию напрямую влияет отношение к проблеме городских властей. Так, в Омске и Новосибирске, например, в бывших газетных ларьках сегодня бойко торгуют шаурмой и фруктами.
Горожане от периодической печати уже отвыкают: с глаз долой - из сердца вон. Поэтому тиражи газет и журналов неумолимо сокращаются.Причем показательно то, что бизнесу торговля прессой выгодна, предприниматели не только не отказываются заниматься реализацией газет и журналов, но и вынуждены вести постоянную борьбу за свое дело. Так, новосибирский бизнесмен, который в свое время выкупил и взял под крыло часть бесхозных ларьков, уже полгода обивает пороги местной администрации, чтобы поучаствовать в тендере, позволяющем ему расширить сеть своих павильонов. Но достучаться до чиновников не может.
В Омске газетную сеть изрядно почистили под предлогом установки на остановках транспорта новых современных павильонов. Комплексы вскоре действительно появились, но места для периодики там уже не нашлось. Многократно взлетевшая аренда для "низкомаржинальных" газет и журналов оказалась неподъемной. Поэтому площади заняли продавцы фастфуда и ширпотреба.
В Перми нестационарные торговые объекты, включая газетные киоски, тоже демонтируют десятками. На их месте обычно появляется "благородный" газон или клумба. Глава Перми пояснил, что это делается для "улучшения городской среды, повышения качества жизни и формирования позитивного имиджа города".
При этом в Барнауле и Кемерове, например, сколько газетных киосков на карте городов было десять лет назад, столько и осталось - около 150.
В Архангельске, хотя число павильонов прессы и упало за последние годы почти в четыре раза, из 75 осталось всего 20, киоски стали комфортными и теплыми. Произошло это в том числе и благодаря "РГ", которая семь лет назад обратилась к главе города с инициативой "о теплых киосках", и мэр ее поддержал.
Подготовили Константин Бахарев, Нина Егоршева, Татьяна Казанцева, Алексей Любовецкий, Елена Мационг, Светлана Сибина, Татьяна Сухановская
СМИ и соцсетиВнутренняя политикаВ регионах