Стипендиальная программа стартовала в 2021 году, и сегодня охватывает более 20 городов в 9 регионах России: это Красноярский край, Иркутская, Волгоградская, Кемеровская, Нижегородская, Свердловская, Ивановская и Ленинградская области, а также республика Хакасия.
За четыре года стипендиатами стали более 600 будущих специалистов в области энергетики, металлургии, горного дела, а также социально значимых направлений – медицины и педагогики. Выбор победителей был основан не только на отличных результатах по учебе. Важными параметрами стали активность в научной деятельности, вовлеченность в благотворительные, волонтерские, донорские акции, победы в студенческих олимпиадах и творческих конкурсах.
В настоящее время участниками программы являются 57 вузов и ссузов России, в том числе ведущие университеты страны и крупнейшие научные центры Сибири: Санкт-Петербургский горный университет, Уральский федеральный университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет, а также ряд других образовательных учреждений.
Будущий учитель русского языка Юлия Константинова - одна из финалистов стипендиальной программы 2024 года. Она рассказала, что участвует в проекте уже в третий раз: «В 2022 году объявили, что участвовать в проекте могут будущие педагоги и медики. В том же году подала заявку на участие в программе и стала получать дополнительную стипендию. В марте 2021 года мы с одногруппницей участвовали в международном конкурсе, заняли со своим исследованием первое место. Позже стали больше участвовать в международных мероприятиях, создали методическое пособие об изучении русского языка как иностранного. Я ездила в Монголию, работала там с детьми».
Стипендиальная программа – не единственный проект Олега Дерипаски, направленный на укрепление кадрового резерва России и гармоничное развитие ее регионов. По его инициативе в Усть-Лабинске был создан и успешно развивается образовательный IT-кластер «Центр развития цифровизации Краснодарского края». В Иркутской области функционируют учебно-исследовательские центры на базе Иркутского технического и Братского государственного университетов.
Оба проекта направлены на то, чтобы молодые специалисты смогли погрузиться в производственные процессы с самого начала обучения, увидеть и понять, как устроены предприятия, как функционирует основное и вспомогательное оборудование. Под руководством опытных наставников студенты применяют полученные знания и навыки на практике, что позволяет им быстро освоиться на рабочих местах по окончании обучения и показывать высокую эффективность.