В творческих колледжах – тоже стажировка
В прошлом году в российские колледжи поступили 1,25 млн абитуриентов. Трудоустраиваются после учебы примерно 81% выпускников, и эти цифры говорят о востребованности среднего профессионального образования. А значит – необходимо как можно быстрее подготовить педагогов СПО к новому формату обучения – современному, мобильному, не оторванному от жизни, а, напротив, основанному на реальных вызовах сегодняшнего дня.
Федеральный проект «Профессионалитет», который дает возможность пройти такую стажировку и охватил уже более 30 регионов России, разработан как часть модернизации всего российского образования. Повышение квалификации преподавателей и методистов СПО стало частью большой цепочки преобразований, и каждое звено этого процесса, каждая отрасль важны для страны.
Ковроткачество заинтересовало педагогов
На примере многопрофильной стажировки в Дагестане хорошо заметна та польза, которую приносит проект «Профессионалитет» колледжам креативной индустрии. Проект реализуют в Дербентском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике. Здесь недавно принимали преподавателей колледжей такого творческого направления, как «креативное дело».
Педагогов-стажеров СПО из Уфы, Пскова, Волгограда, башкирских городов Сибая и Туймазы научили ткать ковры, обрабатывать керамику, камень и металл, они освоили резьбу по дереву и ювелирное дело.
Дагестанский город Дербент – один из древнейших в России, ведь он был известен еще в VI веке до нашей эры, а местные жители верят, что ему больше 5000 лет. В местном музее шесть отделов и огромное число экспонатов из разных эпох. Неудивительно, что побывавшие здесь педагоги в полном восторге от пройденного обучения.
Одной из таких интересных площадок стал Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, где стажерам предложили изучить ковроткачество Северного и Южного Дагестана.
Работали на мини-станках
– В первый день педагоги изучали, какие вообще существовали виды ковров и кто занимался этим искусством, – рассказывает заведующая музеем Наиля Исмаилова. – На второй день у стажеров уже была практика: они сидели за мини-станками и самостоятельно проделывали всю работу. А на третий они уже сами выходили на видеосвязь со своими ответственными кураторами и подробно сдавали здесь экзамен.
Директор музея поясняет, что мини-устройства, на которых работали стажеры, отображают весь процесс работы ткацкого станка (они бывают разных видов и размеров). Так что педагоги в полной мере ознакомились с тонкостями этого искусства.
– Стажеры узнали в том числе и о процессе окрашивания, который проходила шерсть, ведь работа по созданию ковра была сложной и трудоёмкой, – говорит Наиля Исмаилова. – Всю информацию, которую мы давали, стажеры учили, а потом сами рассказывали.
Директор музея отмечает, что педагоги, которые вообще не имели представления о дагестанском ковроткачестве и о процессе создания ковров, смогли буквально за пару дней с легкостью изучить все азы.
– Мы даже им в какой-то момент сказали: «Всё, теперь вы уже можете ткать наши дагестанские ковры», – вспоминает директор музея.
Древние техники – в современность
Преподаватель направления «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ДПИ и НП) Зоя Ган вместе с другими педагогами Псковского областного колледжа искусств им. Римского-Корсакова поделилась своими впечатлениями о стажировке в Музее ковра. Педагог рассказала, что они с коллегами изучали уникальные техники традиционного дагестанского ковроткачества – «суммах» и «ворсовая техника, турецкий узел».
– Эти две старинные техники переплетения нитей – основа всего мирового ковроткачества, особенно восточного, – увлеченно рассказывает Зоя Ган. – Техники замечательные, и, несмотря на то что они древние, они так же современны, как и все традиционные народные искусства, которыми жива наша цивилизация и которые надо сохранять, оберегать от вытеснения машинным производством и популяризировать.
На стажировке педагог узнала, что раньше в каждом дагестанском доме стояли ткацкие станки и на них мастерицы создавали удивительные по красоте ковры разных расцветок, орнаментов и переплетений.
– На основе этих двух ковровых техник развивалась ковроткацкая промышленность – как на территории Российской Федерации, так и во многих других странах, – поясняет Зоя Ган. – И, конечно, обучение основам ковроткаческих техник очень пригодится мне в дальнейшем обучении наших студентов отделения ДПИ и НП по виду «художественная роспись ткани», где они осваивают все виды работы с тканью и на третьем курсе ткут гобелены, близкие по технологии производства к дагестанским ручным коврам. Спасибо большое за предоставленную возможность получить очень хороший опыт ткачества и за знакомство с дагестанской народной культурой и замечательным музеем.
Графический дизайн: через века
Старший мастер Псковского политехнического колледжа Мария Егорова поделилась, что стажировка по федеральной программе «Профессионалитет» в Дербенте стала важным этапом в подготовке преподавателей направления «графический дизайн».
– Участие в этой программе способствовало целому ряду положительных изменений и профессиональному развитию, – считает она. – Мы ознакомились с национальными трендами в графическом дизайне. Имели возможность изучить принципы жизни в Дербенте, узнать, в чем его идентичность. Оказалось, что Дербент – это город-бренд, и большую роль в этом сыграла не только его архитектура, но и философия жителей. Также мы узнали, что старый город состоит не из улиц, а из магалов – небольших поселений. И именно они стали прообразом фирменного шрифта Дербента. На стажировке мы разобрали стилевые элементы праздничного города. Например, ковер – главный стилевой элемент такой айдентики, который может вытягиваться в длинную линию судьбы любой девушки из этого города.
Мария Егорова особо отметила, что стажировка сопровождалась освоением работы с новейшими программами и технологиями, а это важный аспект в профессии графического дизайнера.
– Полученные знания и навыки позволят преподавателям обновить учебные программы и методические материалы, углубить свои теоретические знания по таким аспектам, как цветовое решение, типографика, создание логотипов и брендинг, – говорит педагог.
Озеленение на примере Дербента
Очень интересно и познавательно было на стажировке в Дербенте и «ландшафтникам» – мастерам и преподавателям специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство».
– Мы узнали, что город сейчас стоит на пути развития данной отрасли. Возвращение в города разнотравных многовидовых газонов из местных видов растений – одно из решений, обеспечивающих условия для формирования устойчивых биоценозов, – делится педагог Людмила Полякова, которая преподает технологию переработки древесины в Псковском политехническом колледже. – На стажировке мы изучили ландшафтное богатство города с разнообразными элементами благоустройства. Пространственные решения парков разработаны на основе техногенного рельефа. В Дербенте всего 10 парков различной площади, из-за климата здесь достаточно трудно выращивать цветочную и древесную растительность. Мы встретились с разнообразием платанов, кленов, кавказской сосны, альбиции, павлонии, церциса рожкового, а также с разными видами можжевельника, гибискуса сирийского, лиственных лиан, роз и кипарисов.
Педагог замечает, что для всего этого разнообразия нужен полив, и данный аспект тоже был затронут на практике.
– Мы изучили как современную систему, так и древнюю. Смогли сложить древний водопровод! Он появился в Дербенте очень рано – возможно, существовал уже в 3–7 веках н.э., – рассказывает Полякова.
Стажеры этого направления рады, что получили уникальную возможность изучить местные ландшафтные традиции, ознакомиться с использованием различных растений и техники озеленения.
– Такие стажировки способствуют повышению квалификации и внедрению новых идей в учебный процесс, – уверена Людмила Полякова.
Секреты обработки древесины
Преподаватели и мастера специальности «технология переработки древесины» на стажировке в Дербенте узнали интересную вещь. Оказывается, в этом городе деревянное домостроение не развито из-за влажного и теплого климата, который способствует разрушению дерева, однако обработка древесины у народов Дагестана имеет долгую историю благодаря разнообразию местных пород деревьев и традициям.
– Запрет на производство оружия во второй половине XX века привел к переходу от металлообработки к деревообработке, что стало возможным благодаря богатым лесным ресурсам региона, – делится информацией мастер производственного обучения из Псковского политехнического колледжа Михаил Егоров.
Педагог вместе с коллегами изучил трудоемкий процесс создания унцукульской орнаментальной насечки, требующий специальных навыков и точности. Орнамент включает в себя геометрические формы и симметричные композиции. Егоров увлеченно рассказывает, что процесс производства насечки делится на три стадии: подготовительная (заготовка и обработка древесины), творческая (придание художественной ценности) и завершающая (защита изделия и его окончательный вид).
– Подготовительная стадия занимает много времени, иногда до нескольких лет (!!!), из-за необходимости сушки древесины после обработки, – поясняет педагог.
«Стажировка позволила преподавателям СПО углубить свои знания и обменяться опытом с коллегами из другого региона», – поясняют в колледже.
Гости из других городов согласны с коллегами из Пскова. «Стажировка и курсы повышения квалификации прошли настолько насыщенно и интересно, что нам уже не терпится начать использовать новые инструменты, методики и практики в процессе обучения на занятиях у нас в колледже!» – делится преподаватель Уфимского художественно-промышленного колледжа Ирина Крымская.
Фото из архива музея