Парадоксы заслуженного отдыха: пенсии проиндексируют, но пенсионеры обеднеют

Из этого следуют два взаимоисключающих вывода: государство и самые разные ветви его власти не забывают о пожилых согражданах, постоянно поднимая их пенсии, однако эта огромная армия численностью более 41 млн человек (чуть менее трети всего населения страны) почему-то находится в процессе активного обеднения.

Фото: freepik.com

Из этого следуют два взаимоисключающих вывода: государство и самые разные ветви его власти не забывают о пожилых согражданах, постоянно поднимая их пенсии, однако эта огромная армия численностью более 41 млн человек (чуть менее трети всего населения страны) почему-то находится в процессе активного обеднения.

Тема действительно многогранная, изобилующая массой нюансов. Росстат в помощь, как говорится. По его данным, в августе 2024 года средний размер назначенных пенсий составил 21031 рублей, что на 7,5% превышает показатель за тот же месяц 2023-го. При этом реальный (за вычетом официальной инфляции) размер пенсий уменьшился на 1,4% - до 98,6% от значения августа 2023-го. Если мы посмотрим на росстатовский график, начиная с февраля текущего года, то увидим отрицательную помесячную динамику: -0,1%, -0,2%, -0,1%, - 0,6%, -08%, - 1,3%, -1,4%. Опять же вывод из этого следует противоречивый: государство последовательно пенсии пожилым повышает, выполняя свои обязательства взятые еще в начале пенсионной реформы. Но за разогнавшейся не на шутку инфляцией эти индексации угнаться не могут.

Теперь о коэффициенте утраченного заработка (он же – коэффициент замещения), который является соотношением двух размеров - средней назначенной пенсии и начисленной заработной платы. По итогам первой половины 2024 года он оказался самым низким за последние десять лет – 25%, упомянутых Мироновым. Почему? Всё просто: если в 2023-2024 годах доходы работников выросли совокупно на 32%, то пенсии – только на 17%.

В международной практике коэффициент замещения выступает одной из знаковых характеристик развития национальных пенсионных систем. Скажем, в Чехии он составляет 43%, в Канаде – 39%, в Великобритании – 32%. В 2018 году Россия обязалась поддерживать его на отметке не менее 40%, поскольку ратифицировала Конвенцию МОТ (Международной организации труда), в которой рекомендован именно такой стандарт. Однако затем показатель стабильно снижался: 33% в 2018-м, 30,6% - в 2021-м, 30% - в 2022-м, 26% - в 2023-м. Понятно, что с учетом дефицита рабочей силы почти во всех отраслях российской экономики, с учетом продолжающейся «зарплатной гонки» отрыв зарплат от пенсий будет расти и дальше. По оценкам Минэкономразвития, инфляция в 2025 году составит 4,5%, а прирост номинальных зарплат превысит 10%.

С инфляцией дела обстоят предельно печально. В период с 24 по 30 сентября она в годовом выражении осталась на уровне 8,7%, то есть, о снижении пока нет никакой речи. А главное: все прогнозы на нее, озвученные ранее и учтенные властями при составлении графика ежегодных индексаций, рушатся как карточный домик. По итогам 2023 года она составила 7,42%, вместо ожидавшихся (по прогнозу Центробанка) 5-6,5%. Сегодня динамика ее ускорения явно опережает прошлогодний показатель, несмотря на героические усилия ЦБ совладать с ростом цен.

Для пенсионеров ситуация болезненна вдвойне: они острее многих других социальных групп ощущают рост цен на продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ и транспорта. Если измерять инфляцию по этим основным потребительским позициям, она для каждого пожилого человека, тратящего на них все средства, окажется гораздо выше официальной. Еще один важный штрих в общую картину: в начале каждого года пенсии индексируются на уровень прошлогодней, а не текущей инфляции. Соответственно, происходит постоянное отставание размера выплат.

Самый бедный слой населения у нас – семьи с детьми, а пенсионеров можно считать «более благополучной категорией», некогда заявила зампред правительства Татьяна Голикова. Похоже, этот тезис с точки зрения властей обрел статус непреложной истины, дающей возможность «не докладывать» старикам индексации. В результате среднестатистический россиянин, прекращающий работать и выходящий на заслуженный отдых, враз становится беднее в четыре раза.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия