— Недавно группа учёных из Калифорнийского университета в Сан-Диего открыла новый механизм, отвечающий за возникновение острого страха. Исследователи пришли к выводу, что в момент стресса связи между нейронами переключаются с возбуждающего нейромедиатора глутамата на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), которая выполняет тормозящие функции. О чём говорят эти данные?
— Это очень логично, поскольку мозгу необходимо ограничить гипервозбуждение, возникающее в момент стресса. Естественно, что ограничение возбуждения нейронов происходит в результате секреции тормозного нейромедиатора, в частности ГАМК. Так что ничего сенсационного в этих данных нет, просто получено очередное подтверждение уже известных механизмов.
ГАМК — своего рода оппонент глутамата, который играет возбуждающую роль. Исключением является ранний детский возраст, когда ГАМК способна выступать и в качестве возбуждающего нейромедиатора.
— Расскажите, пожалуйста, о биохимии страха и стресса — что и как происходит в момент испуга в организме человека? И как развивается это состояние, если стрессовая ситуация затягивается?
— Ставить знак равно между стрессом и страхом нельзя, поскольку стрессогенные факторы не всегда вызывают страх. Страх — это эмоция, сопровождающая стресс, но так происходит не всегда. В целом стрессорные факторы делятся на биотические и абиотические, их влияние не всегда сопровождается эмоцией страха. Биотические связаны с воздействием на организм других живых организмов, абиотические — с неблагоприятными условиями и факторами окружающей среды, такими как климат, температурный режим, интенсивные физические нагрузки и т. п.