20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переносе начала года на 1 января и ведении летоисчисления от Рождества Христова. Царь пытался сблизить российскую календарную систему с европейской, а также создать светскую бытовую культуру.
Сведения о славянских календарных системах дохристианского периода дошли до нас во фрагментарном виде. Единого мнения, как они выглядели, у учёных нет, эта тема вызывает острые дискуссии среди историков. Существуют версии, что начало года отмечали в день весеннего равноденствия или зимнего солнцестояния.
После Крещения Руси в стране была принята византийская система летоисчисления — от библейской даты сотворения мира, то есть от 1 марта 5508 года до н. э. (по современному календарю). Достоверных сведений, как именно отмечали Новый год в древнерусский период нашей истории, не существует.
В конце XV века великий государь Иван III официально перенёс начало года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая. Эта дата стала использоваться и при учёте налогов. Данная система сохранялась вплоть до петровских времён.
20 декабря 1699 года царь Пётр I подписал указ, согласно которому начало года в России переносится на 1 января, а летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Объяснений самого монарха, каковы были причины такого решения, до наших дней не дошло, однако историки считают его мотивы очевидными.
«Пётр I намеревался отделить церковный календарь от светского — это была одна из стадий процесса секуляризации. Перенос Нового года Петром культурологически лежит в одной плоскости с его реформой графики», — отметила в разговоре с RT доктор филологических наук, заведующая кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Крюкова.
