— Какие сведения могут дать археологам и историкам современные естественно-научные методы анализа артефактов?
Владимир Завьялов: С Андреем Альбертовичем Ширяевым и ИФХЭ РАН мы начали сотрудничать в 2019 году. Сначала мы исследовали артефакты, найденные при раскопках, а потом пришли к выводу, что наиболее интересную информацию о производстве металлов дают металлургические шлаки. По их составу и структуре мы многое узнаём как о процессе производства, так и об источнике руды.
По-настоящему плавить железо научились только в XIX веке, потому что для этого нужна температура от 1540 °С. Ранее умели достигать температур 1100—1300 °С. При этой температуре железо в жидкое состояние не переходило, однако для удобства я буду называть этот процесс «плавкой».
Железные руды можно условно разделить на руды с высоким или низким содержанием фосфора. Фосфор оказывает большое влияние на свойства железа, поэтому известны случаи целенаправленного применения железа с высоким содержанием этого элемента. Если после «плавки» оставались высокофосфористые шлаки, то можно предполагать, что таким же было и железо, и руда, послужившая сырьём для его изготовления.