— Представители индустрии компьютерных игр и сами геймеры считают, что видеоигры сегодня играют не только развлекательную, но и культурную роль. По результатам опроса, проведённого специалистами отрасли, 71% представителей креативной индустрии геймеров выразили уверенность, что по культурной значимости видеоигры можно приравнять к литературе и кинематографу. При этом многие забывают, что живопись, литература и кино всё же неспособны формировать настоящую зависимость в медицинском смысле этого понятия, как порой происходит в случае с играми. Как это противоречие разрешает наука?
— Дискуссия о вреде или безвредности компьютерных игр идёт постоянно. При этом её участники чаще опираются на индивидуальный бытовой опыт, поэтому в данном случае сложно однозначно ответить на вопрос, как именно на человека влияет интернет и видеоигры в частности. Решением этой проблемы занимается киберпсихология, или психология интернета. Хотя эта область науки мало известна широкой аудитории, на самом деле она существует уже не одно десятилетие, зародившись на заре компьютерной эры. Киберпсихология изучает не только игры, но и социальные сети, виртуальную и дополненную реальность, все психологические аспекты цифровизации.
При этом именно феномен игровой зависимости является обычно предметом особого интереса со стороны и общества, и учёных. Прежде всего из-за пугающих темпов распространения: зависимости от видеоигр подвержены все возрастные категории — и дети, и взрослые.
За последние годы ситуация настолько ухудшилась, что медики внесли зависимость от видеоигр в обновлённую редакцию международной классификации болезней МКБ.
— Всё же чаще компьютерные игры привлекают подростков, школьников и студентов. Как это влияет на успеваемость?
— Зависимость от видеоигр, или, как её ещё называют, гейм-аддикцию, и её влияние на повседневную жизнь изучают давно. Одно из последних исследований, проведённое в МГППУ, показало, что однозначной связи между увлечённостью старшеклассников видеоиграми, мотивацией к учёбе и статусом в классе нет.