Школьница разработала лазерное устройство для очистки Севморпути

Учащаяся подмосковной школы из города Калининец Дарья Иванова достигла финала всероссийского конкурса «Я — конструктор будущего», представив прототип лазерной установки для очистки речных и морских акваторий ото льда.

Фото: Vladislav Kadyshev/Russian Look/Global Look Press

Учащаяся подмосковной школы из города Калининец Дарья Иванова достигла финала всероссийского конкурса «Я — конструктор будущего», представив прототип лазерной установки для очистки речных и морских акваторий ото льда. Разработка вошла в число десяти лучших среди 160 представленных проектов и может найти применение на Северном морском пути, проинформировали ТАСС в пресс-службе Московского авиационного института.

Дарья Иванова пояснила, что конструкция монтируется на борту корабля и перемещается по зигзагообразной траектории для оптимального разрушения ледяного покрова. Запуск роботизированного комплекса осуществляется с пульта управления, а для позиционирования системы вдоль судового борта применяются ультразвуковые дальномеры. Автоматическая остановка устройства происходит при погружении воздушных подушек в водную среду, что регистрируется ультразвуковыми сенсорами. Этот сигнал указывает на отсутствие ледового покрытия и необходимость приостановки работы.

Фактически разработан катамаран, оснащенный лазерной системой для бесконтактного разрушения льда. Прототип включает корпус и раму с воздушными подушками. Корпус, изготовленный методом 3D-печати из пластикового материала, разделен на три отсека: для монтажа плат управления, элементов питания и лазерной матрицы, представляющей собой жестко скрепленные диоды для генерации мощного излучения. Перемещение аппарата обеспечивается бесщеточными электродвигателями, защищенными специальными кожухами. Принцип функционирования заключается в следующем: оператор активирует систему с пульта, после чего она совершает колебательные движения, одновременно генерируя лазерный луч для раскалывания ледяного покрова.

В МАИ отметили, что разработка обладает особой перспективой для Северного морского пути, где сможет увеличить продолжительность безопасной навигации и снизить потребность в ледокольном сопровождении. Предполагается, что технология сможет функционировать в сложных ледовых условиях, обеспечивая судовую проводку там, где применение традиционных методов, в частности ледоколов, затруднено.

Конкурс «Я — конструктор будущего» организуется МАИ при сотрудничестве с Союзом машиностроителей России. Финальная презентация проектов запланирована на 14 ноября в рамках всероссийского форума «Научно-техническое развитие и задачи глобального лидерства». Победители получат дополнительные баллы при зачислении в МАИ, рекомендации экспертов по развитию проектов и ценные награды. Конкурс является составной частью программы учебно-методического центра подготовки инженерных кадров для авиастроительной отрасли, созданного в текущем году на базе МАИ при поддержке Министерства науки и высшего образования России в рамках национального проекта технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».

Читайте материал по теме: Экономист рассказал о потенциале Севморпути

Подписывайтесь на «МК» в MAX. С ним вы всегда будете в курсе последних событий.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия