— Биогенная теория, утверждающая, что нефть образуется из разложения органических веществ, остаётся ведущей, но у абиогенной теории тоже много сторонников. Есть ли под этими представлениями научные основания?
— Начнём с того, что абиогенная гипотеза — это не теория, а именно гипотеза. Её сторонники часто ссылаются на Дмитрия Менделеева, который обосновал гипотезу, выдвинутую немецким учёным Александром Гумбольдтом ещё в начале XIX века. По предположениям Менделеева, в процессе горообразования по трещинам земной коры внутрь проникает вода, которая встречается с карбидами железа и под действием высоких температур и давления преобразуется в оксиды железа и углеводороды. По тем же трещинам вещества поднимаются выше и насыщают пористые породы, образуя нефть и газовые месторождения.
Скажу больше: нигде в мире за пределами России и стран бывшего СССР у этой гипотезы нет сторонников. Единственной научно признанной является биогенно-миграционная теория происхождения нефти. Именно на её основе нефтяная и газовая отрасли успешно развиваются на протяжении последних полутора веков.
Сторонники абиогенной гипотезы верят, что нефть могла образовываться в земной мантии из неорганических соединений под воздействием очень высоких температур и давления. Такие реакции можно провести в лабораторных условиях, но никаких убедительных доказательств, что именно они формируют природные месторождения, нет.
В действительности нефть формируется из осадочных пород. Главным источником органического вещества, из которого она образуется, является фито- и зоопланктон.
