— 23 сентября — Международный день жестовых языков. Как они зародились и развивались?
— Жестовые языки сообществ глухих формируются тогда, когда в одном месте сосредотачивается большая концентрация таких людей. Чаще всего центром притяжения становится школа.
О том, что жестовый язык предшествовал звучащему, говорил ещё Платон. Однако активное развитие и распространение жестовых языков во многих странах началось только в конце XVIII в. Часто нельзя достоверно определить момент зарождения языка из-за недостатка письменных источников, в которых бы упоминался этот процесс.
При тесном взаимодействии глухих детей естественным образом развиваются свои грамматические правила. Так, например, развивался довольно молодой никарагуанский жестовый язык после открытия школы в Манагуа в 1977 году.
Русский жестовый язык как относительно устойчивая система возник в начале XIX века, когда появилось систематическое обучение глухих и сформировалось сообщество его носителей. Это произошло после открытия в Павловске школы для глухих детей.
— Правда ли, что совсем недавно лингвистика не признавала жестовые языки? Как удалось доказать, что жестовый язык является полноценной знаковой системой?
— Общая лингвистика долго не признавала жестовые языки. Ситуация изменилась в 1960-е годы, когда американский профессор Уильям Стоуки выпустил работу «Структура жестового языка». Тогда учёные-лингвисты заинтересовались жестовыми языками и вскоре доказали их состоятельность как лингвистической системы «со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками».
Современные исследования показывают важность обучения глухих детей жестовому языку: задержки развития возникают не из-за глухоты как таковой, а именно из-за отсутствия языка.
