МОСКВА, 23 сен — РИА Новости, Виктор Званцев. Проехать по заминированной дороге и не попасть под удар дрона-камикадзе — каждый день Яна Чайкина и ее команда, рискуя жизнью, вывозят из приграничных районов Курской области десятки беженцев.
Еще помогают военным и детям-сиротам. О том, почему преподаватель музыки не смогла остаться в стороне, — в материале РИА Новости.
Первые поездкиОна родилась и выросла в Судже. С армией или другими силовыми структурами никогда не была связана.
Окончила педагогический институт по специальности "учитель музыки", устроилась работать во Дворец культуры. Организовывала различные праздничные мероприятия и учила детей петь.
Все изменилось весной 2022-го."Тогда через наш город проходило довольно много военных, — вспоминает Яна.
— Кто-то был ранен, кто-то плохо одет, и я решила, что ребят надо поддержать. Создала группу в соцсетях для сбора гуманитарки".
В родном ДК — Чайкина очень благодарна его руководству — оборудовала своеобразный штаб. Там принимала продукты, одежду, медикаменты.
И развозила потом на своем "Шевроле Лачетти". "В том числе — в ДНР и ЛНР, — продолжает волонтер.
— Машину загружала до отказа. Раздавала и военным, и гражданским.
Затем основала благотворительный фонд, взяла шефство над одним из Детских домов в Луганске. Занимаюсь им до сих пор".
У Яны самой трое детей, о ее опасных вылазках они знали с самого начала. Матери же она не хотела ничего говорить.
Однако частые отлучки заставили внести ясность. Пенсионерка отнеслась к этому с пониманием, поддержала дочь.
"Мы ведь живем почти у самой границы, — объясняет Чайкина. — Летом прошлого года украинские диверсанты вторглись в соседнюю Белгородскую область.
В Судже сразу организовали пункт приема беженцев. Принимали людей, готовили еду, стирали одежду.
Каждый горожанин воспринял это как личную трагедию". Сарафанное радиоЗимой ей предложили работу в Курске.
Она перебралась туда вместе с детьми. В Судже остались родители, дом и склад в местном ДК.
Новое, пусть и небольшое, помещение для сбора и хранения гуманитарки открыла и в областном центре."В первых числах августа, когда усилились обстрелы, я, видимо, что-то почувствовав, забрала гостившего у родителей старшего сына в Курск, — рассказывает Яна.
— А шестого поехала в Суджу забрать маму, но в город меня не пустили. Часть дороги, как узнала позже, уже полностью контролировалась дронами-камикадзе противника.
Вдоль нее полыхали десятки гражданских машин". Пробиться в Суджу все-же удалось на следующий день.
И с тех пор Чайкина вместе со знакомыми добровольцами вывозит беженцев из самых опасных приграничных районов. Заявки получает с помощью сарафанного радио, а также из местного управления МЧС.
"Хорошо, что много помощников, — отмечает она. — Люди на своих машинах приезжали со всей страны: из Рязани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, других городов.
Понадобилось более просторное помещение для штаба. Предоставил совершенно бесплатно один курский меценат".
А администрация выделила бронированный автомобиль. Волонтерам он очень пригодился, потому что практически каждый рейс — через заминированные дороги и так называемую серую зону, где рыскают украинские ДРГ, летают дроны-камикадзе.
Каждый день вывозили от 60 до 100 человек, общее число перевалило за тысячу.Чудесное спасениеОдна поездка запомнилась особенно.
"К нам обратился житель Москвы Дмитрий. Его родители — в селе Спальное, где шли бои, — говорит Яна.
— Серая зона. Связь с ними была очень обрывочная, постоянно пропадала.
Мы обратились к военным, но они объяснили, что все дороги заминированы и находятся под контролем украинских дронов, плюс бродят ДРГ противника. Надо подождать".
Через несколько дней Дмитрий решил действовать самостоятельно. Вместе с другом детства Александром он ночью через заминированные поля и лесопосадки пробрался в Спальное.
Как выяснилось, помимо родителей, там застряли еще десять человек. Больше двух недель они просидели в подвале, практически ничего не ели и не пили.
Молодые люди вывели всех, а в паре километров их на машинах уже ждали Яна и другие волонтеры. "Никогда не забуду, как привезли их в Курск, — признается Чайкина.
— Дали пирог, и одна из бабушек принялась ломать его на маленькие кусочки, делить, словно больше не было еды". Хотя большинство беженцев из приграничья уже эвакуировали, Яна до сих пор выполняет заявки.
И по-прежнему развозит гуманитарку. Волонтеры в Курской области трудятся круглыми сутками.