— Сколько раз вы встречались с Че Геварой и где?
— В общей сложности двенадцать раз. Одиннадцать — на Кубе и один раз во время его визита в США.
— Как вы оказались на Кубе и чем вы там занимались?
— Весной 1961 года меня в срочном порядке выпустили из Института иностранных языков. Министерство высшего образования СССР срочно подбирало специалистов со знанием испанского языка для работы на Кубе.
Революция на острове шла уже третий год, и Куба стремительно сближалась с Советским Союзом, который обещал помощь в экономике, торговле, обороне.
Меня направили в Хусеплан, только что созданное на Кубе Министерство планирования, аналог Госплана СССР. Там формировалась группа советских специалистов. В тот же день нас поселили в гостиницу «Шато Мирамар» в пригороде Гаваны.
Ещё перед отъездом на Кубу отец сказал мне: «Обязательно веди дневник». И я вёл. Все записи о моём пребывании там были сделаны сразу, по свежим следам. Благодаря этому сейчас я могу делиться своими воспоминаниями без домыслов и придумок, как будто это было вчера. Более того, после выхода в отставку, с помощью дневника я смог собрать свои записи в книгу.
— В чём заключалась ваша работа на Кубе? Какая была поставлена задача перед вами? Кто был в иностранной команде Хусеплана?
— В команде были специалисты из разных стран, которые приехали работать на Кубу, чтобы поддержать её своим талантом и интеллектом, развивать экономику в стране и другие сферы её жизни. Там были люди из Чили, Бразилии, Мексики, участвовали крупные французские экономисты. Были два американца. Я был в команде переводчиком. И одновременно должен был вести протоколы всех переговоров.
— Ваша первая встреча с Че Геварой произошла в рамках работы в Хусеплане?
— Именно так. Однажды после одного из совещаний лейтенант Гарсия, возглавлявший работу Хусеплана, сообщил: «Компанеро, Че вас ждёт сегодня вечером у себя в Министерстве промышленности». Это было 15 мая 1961 года. Мы не могли поверить в такое внимание к иностранным специалистам со стороны легенды Кубинской революции. На Кубе Че Гевара сначала был министром финансов, а потом стал ещё и министром промышленности.
