Рейсы с российскими туристами начали массово задерживаться сразу на несколько часов или суток из-за поломки самолетов. Россияне ночуют в аэропортах, теряют потраченные на отпуск деньги и меняют планы на ходу. В том, почему так происходит и можно ли требовать компенсацию от перевозчика в таких ситуациях, разбиралась «Лента.ру».
16 января почти 300 россиян, 30 из которых — дети, застряли в аэропорту Новосибирска в ожидании рейса в Бангкок, который задержался на 10 часов. Несмотря на то что авиакомпания разместила путешественников в гостиницах, предоставила им еду и напитки, туристам пришлось отложить долгожданный отдых на один день.
Аналогичная ситуация случилась с российским самолетом из Бангкока в Хабаровск, который вылетел позже назначенного времени на десять с половиной часов. Пассажиров также заселили в отель и обеспечили питанием, однако у некоторых из них были куплены билеты на поезд, которые пришлось сдать и срочно искать новые.
Похожие ситуации происходят почти каждый день, и порой время задержки может достигать почти сутки или больше. Например, рейс из Тюмени в Новосибирск, назначенный на 10 января, задержался на 20 часов и в итоге стартовал вечером следующего дня.
Но самый резонансный случай произошел 15 января с лоукостером Flydubai, который сперва отменил рейс из Санкт-Петербурга в Дубай, а затем назначил новый и переносил его около пяти раз. Общее время задержки составило около 30 часов. По словам пассажиров, авиакомпания никак не информировала их о статусе рейса, и многим пришлось просидеть все это время в аэропорту.
В большинстве случаев настолько длительные задержки связаны с неисправностью самолетов. Какие-то борты приходится чинить на месте, в то время как другие — и вовсе заменять на резервные. При этом если российские авиакомпании могут относительно быстро найти замену сломавшемуся лайнеру, то у иностранных перевозчиков с этим возникают сложности.
Иностранные авиакомпании сейчас летают в Россию в основном на самолетах, находящихся в их собственности, поскольку не все западные лизингодатели разрешают использовать свои борта из-за санкционных рисков.
Обычно при возникновении неисправностей в самолете зарубежные авиакомпании присылают за пассажирами резервный борт, но найти такое воздушное судно оперативно в данном случае не получилось из-за введенных ограничений
источник РБК, знакомый с ситуацией ()
Фото: Илья Наймушин / РИА Новости
Тем не менее авиакомпании вправе отказаться выплачивать клиентам любые компенсации в том случае, если докажет, что рейс был задержан из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Задержки на международных перевозках с вылетом из России. Согласно нормам Монреальской конвенции, при отмене или задержке рейса пассажир может получить компенсацию в размере до 4150 СДР (Специальные права заимствования). На момент написания материала, январь 2024 года, 1 СДР равен 117 рублям.
Однако для получения денежных средств нужно доказать ущерб — отправить в авиакомпанию досудебную претензию, приложив к ней чеки, авиабилеты и скриншоты переписок с сотрудниками перевозчика. Получить такую компенсацию могут пассажиры, которые, например, опоздали на стыковочный рейс, пропустили концерт или не смогли заселиться в заранее забронированный отель по причине задержки.
Задержки рейсов по Европе. Регламент ЕС № 261/2004 действует на всех перелетах по Европе, а также на всех рейсах из Европы и на рейсах, прилетающих в Европу при условии, что их выполняют перевозчики, базирующиеся в ЕС.
может получить пассажир при задержке рейса на три часа по вине авиакомпании в Европе
Согласно регламенту, пассажир может потребовать напитки и питание через два-четыре часа задержки в зависимости от дальности перелета или компенсацию, если задержка произошла по вине авиакомпании. Так, компенсация может составлять 250-600 евро, если самолет прибыл в пункт назначения позднее на три часа, или может равняться полной стоимости авиабилета, если рейс задержан более чем на пять часов.