В пятницу, 17 января, Россия и Иран подпишут межгосударственный Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Церемония состоится в рамках официального визита в Москву иранского президента Масуда Пезешкиана.
«Подписание этого договора — это очень важная составляющая предстоящего визита господина Пезешкиана, для нас это очень важное событие, мы придаём этому большое значение. Действительно будет подписан этот договор, также лидеры выступят с заявлениями для средств массовой информации», — рассказал ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
А в комментарии иранскому агентству IRNA он обратил внимание на то, что соглашение не будет направлено против третьих стран.
«Договор будет отвечать чаяниям народов двух дружественных соседних государств — России и Ирана, взаимодействие между которыми не направлено против чьих-либо интересов», — уточнил представитель Кремля.
С аналогичным заявлением на этой неделе выступил и глава МИД Сергей Лавров.
«Данный договор, как, кстати, и Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и КНДР, не направлен против какой бы то ни было страны, а носит конструктивный характер и нацелен на то, чтобы укреплять способности и России, и Ирана, и наших друзей в различных частях света к тому, чтобы лучше развивать экономику, решать социальные вопросы и надёжно обеспечивать обороноспособность», — подчеркнул он на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2024 году.
Подготовка нового двустороннего соглашения шла несколько лет. Оно призвано обновить и дополнить существующий Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который был подписан ещё в 2001 году.
«Сейчас международная обстановка в корне изменилась по сравнению с тем, что было даже несколько лет назад, поэтому соглашение 2001 года уже нельзя просто адаптировать, нужен новый договор. Его обсуждение шло достаточно долго и трудно, потому что необходимо было учесть интересы обеих стран в самых разных областях», — пояснила в беседе с RT эксперт центра Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Ирина Фёдорова.