В Минобороны России заявили, что детальный анализ полученных в ходе СВО данных позволил разобраться в структуре системы, созданной американскими властями для глобального управления программами в области военной биологии, и дал более полное понимание реализуемых ими проектов.
На этот счёт 15 января провёл брифинг начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов. В частности, по его словам, за последний год Пентагон разработал и принял ряд концептуальных документов, предполагающих расширение зарубежной сети подконтрольных США биолабораторий и продолжение военно-биологических исследований за пределами национальной юрисдикции.
Кроме того, в 2023-м Вашингтон создал административные и технические структуры, основная задача которых заключается в реализации политики по дальнейшей военно-биологической экспансии.
«В то время, как заявленными целями являются мониторинг инфекционной заболеваемости и оказание помощи развивающимся странам, на примере Украины стало понятно, как происходит наращивание военно-биологического потенциала США», — сказал Кириллов.
Он отметил, что к моменту начала СВО Пентагон вёл на Украине проекты «Ю-Пи» и «ТЭП», направленные на изучение возбудителей особо опасных и экономически значимых заболеваний, включая туляремию, сибирскую язву и хантавирусные инфекции.
«Исследования проводились по трём основным направлениям. Это мониторинг биологической обстановки, сбор эндемичных штаммов, изучение восприимчивости местного населения», — пояснил Кириллов.
Кроме того, по данным МО, в 2023 году страны Евросоюза продвигали инициативу развёртывания сети центров «передового опыта» в сфере РХБ защиты, которая предусматривает размещение биолабораторий на территории стран бывшего СССР. Как уточнил Кириллов, потенциальным партнёрам рекомендовали не афишировать эту инициативу «ввиду её крайней чувствительности для Российской Федерации».