И вот экран "показал". В минувшее воскресенье в московском кинотеатре "Октябрь". Зал был полон. Перед показом на сцену вышли Велединский, Шаргунов, продюсеры фильма и чуть ли не вся съемочная группа, которую режиссер представлял поименно, говоря о каждом лестные слова. А потом сказал: "Приятного просмотра не обещаю! Главное, не подеритесь после него!"
Фильм длится почти два с половиной часа. Но смотрится, на мой взгляд, как раз довольно легко. Гораздо легче, чем читается роман, глубокий и серьезный, но с очень густой бытовой атмосферой начала 90-х. К тому же роман - это еще и классическая семейная сага с историей одной семьи. Для романа хорошо, а для кино тяжеловато. Велединский разбавил эту историю забавными сюжетами, смешными положениями в неловких ситуациях (чего стоит отец, обыскивающий комнату дочери на предмет "крамолы", а затем спрятавшийся от нее под кровать), таксистом с лицом Циолковского и даже эксцентрическим танцем главного героя на Луне.
Велединский еще раз показал, как умеет работать с соременной литературой, превращая ее в умное и зрелищное киноВообще режиссер явно не ставил своей задачей напугать зрителя "предчувствием гражданской войны". В этом фильме вы не увидите и не услышите ни залпов из танков по Белому дому, ни искаженных лиц и криков умирающих под выстрелами людей... Кажется, единственное исключение - молодая учительница Олеся, которую трогательно играет жена режиссера актриса Виктория Смирнова. Она пришла к телецентру в Останкино, чтобы увидеть Большую Историю и рассказать о ней ученикам. И попала под пулю. Но почему-то эта смерть не потрясает. Может, потому, что слишком предсказуема. К тому же самые жестокие сцены происходят в темноте, и, наверное, самое страшное в них - следы от трассирующих пуль, а также то, что повстанцы и омоновцы почти не видят друг друга и схватка между ними идет как бы вслепую.
Конечно, я ждал от фильма ответа на главный вопрос: "Что это было?" Почему после праздничного пафоса августа 1991-го, когда тысячи людей вышли защищать демократию, символом которой стали Белый дом и Ельцин, через два года другие (или те же?) люди пришли брать штурмом Останкино и защищать Белый дом как символ антиельцинского сопротивления?
Вы не найдете ответов на эти вопросы ни в фильме, ни в романе. Не найдете именно потому, что слишком у многих уже есть готовые на них ответы. Для этого не надо читать ни "левых", ни "правых" публицистов. Достаточно заглянуть в социальные сети, чтобы погрузиться в пучину все той же не затихающей гражданской войны в самых простых головах. Но искусство не любит упертых в своей правоте людей. Как и они не любят искусство.
Вот, собственно, об этом и фильм, и роман. События 1993 года в них показаны глазами человека, который их катастрофически не понимает, но который чувствует, что они касаются лично его, и потому не может остаться в стороне, по ту сторону телевизора.
В этом смысле главный герой Виктор в исполнении Евгения Цыганова - это прямой родственник и Пьера Безухова, и Клима Самгина, и даже бедного Евгения из "Медного всадника". Он хочет понять, куда "несет нас рок событий", но не может и страдает от этого. Последняя сцена, где Виктор вместе с женой Леной (Екатерина Вилкова) и дочерью Таней (прекрасно сыграла Анна Цветкова) строят из гробовых досок странное сооружение в своем дворе, конечно, символична. А что им еще остается?
Жаль, что в фильме мало Александра Робака и Александры Ребенок, коротко сыгравших семейную чету богатых соседей.
Но в целом Александр Велединский еще раз показал, как он умеет работать с современным литературным материалом, превращая его в умное и одновременно зрелищное кино.
Прямая речьЕвгений Цыганов, актер:
"Это история поколения моих родителей. Многие теряли работу, пытались найти ее, где угодно. Мой герой, который работал в научно-исследовательском институте, теперь ходит под землей и варит трубы. Это абсолютно история моего отца, который работал в подобном космическом НИИ, а в итоге вынужден был в 90-е годы пойти работать трубоукладчиком, потому что это был один из немногих законных способов заработать деньги. Сама картина важная, как любая рефлексия про происходящее с нами, про происходящее с нашей страной. Потому что в этом прошлом, наверное, мы видим себя сегодняшних. И в наших родителях, и в их переживаниях мы находим свои переживания, пытаемся найти ответы на вопросы, которые нас сегодня волнуют".
Российская газета - Федеральный выпуск: №216(9161)