При этом Валерий Гергиев сохраняет за собой и полномочия гендиректора - художественного руководителя Мариинского театра. Но общей дирекции Большого и Мариинского театров не будет. "Это будут разные юридические лица", - подчеркнула Татьяна Голикова.
Накануне Владимир Урин сообщил, что 30 ноября стало его последним днем работы в должности гендиректора Большого театра. Владимир Урин ушел в отставку, написав заявление "по собственному желанию". На церемонии представления преемника он поблагодарил всех сотрудников театра за совместную работу, отметив, что "работа на этом посту была для него десятью с половиной годами счастья".
Валерий Гергиев говорил исключительно о вещах творческих. Отметил, что его первым шагом на новом посту станет постановка оперы Мусоргского "Хованщина", которая, надо заметить, значилась в планах Большого давно - постановку должен был осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни, но пандемия и последующие события поставили этот проект на паузу.
За прошедшее десятилетие в Большом театре родилось немало интересных, значимых спектаклей, среди них копродукции с другими европейскими театрами - "Билли Бадд" Бриттена или "Альцина" Генделя. В числе собственных эксклюзивных постановок, например, "Садко" Римского-Корсакова или "Дон Карлос" Верди.
Валерий Гергиев рассказал, что намечены проекты, приуроченные к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки, которое будет отмечаться летом следующего года. Также новый гендиректор анонсировал обменные гастроли Большого и Мариинского театров. "Как и многие из вас, я сегодня думаю о том, что сделать в России. Не потому, что нас куда-то не зовут… Но сейчас и мне, и вам надо работать дома, работать много", - подчеркнул маэстро.
График выступлений Валерия Гергиева расписан в ежедневном режиме на месяцы вперед, и пока неизвестно, когда он встанет за дирижерский пульт Большого.
Все руководители творческих коллективов и иных подразделений Большого театра пока продолжают исполнять свои обязанности.
Масштаб управленческого таланта Валерия Гергиева беспрецедентный. За четверть века он трансформировал Мариинский театр в огромную национальную корпорацию. По его инициативе было возведено здание Новой сцены Мариинки, где практически в ежедневном режиме для публики работает четыре камерных зала. Построен Концертный зал Мариинского театра, где также есть пространство для камерных концертов. К тому же филиалами Мариинского театра стали Приморский театр оперы и балета и Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания, в состав Мариинского гиганта вошла Северо-Осетинская государственная филармония.
Сейчас заканчивается строительство еще одной сцены в Кемерово. Кроме того, маэстро возглавляет Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Московский Пасхальный фестиваль, под эгидой которого маэстро вместе с мариинскими музыкантами, по его собственному признанию, уже побывал с концертами в восьмидесяти городах России.
На горизонте Большого театра - ремонт Камерной сцены имени Б.А. Покровского, открытие филиала в Калининграде и 250-летний юбилей театра, который должен стать событием мирового уровня. И как после этого поверить, что в сутках Валерия Гергиева всего 24 часа.
Прямая речьДенис Мацуев, пианист, народный артист РФ:
- Начинается новая глава в истории Большого. Пришел руководитель планетарного масштаба и дарования - как музыкально-творческого, так и организационного.
Любой проект Валерия Абисаловича - это движение в стремительном темпоритме, это отдача на 250 процентов и на сцене, и в делах организационного плана. Хочу пожелать моему дорогому другу, в первую очередь, здоровья, а всему коллективу творческих побед, новых афиш, новых звезд. Поздравляю коллектив - уверен, что с новым руководителем их ждут настоящие творческие победы. Культура, искусство, театр сейчас - это отдушина, мощнейшая терапия для всех нас.
А я постараюсь быть в зрительном зале на всех премьерах Большого.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра "Геликон-Опера":
- Зная Владимира Георгиевича Урина больше тридцати лет и восторгаясь его грандиозными победами, которые он совершил во славу нашей страны, хочу поблагодарить его за многие годы успешнейшей работы в Большом театре, который после серии скандалов стал при нем снова театром, выпускающим огромное количество премьер, некоторые из которых становились масштабнейшими мировыми событиями. Он спас от закрытия и расформирования камерный музыкальный театр Покровского, сделав театр Камерной сценой имени Покровского! Я знаю Валерия Абисаловича тоже больше тридцати лет и имел счастье работать с ним! Вулкан творчества и быстроты принятия решений, магический дирижер, открытый ко всему! Когда-то Борис Александрович Покровский на своем юбилее на сцене Большого обратился к публике: "Посмотрите в зал, послушайте тишину, тут витают духи и голоса великих!" Большой театр - это как солнце и небо, это константа! И в любые времена лидеры в нем меняются тоже! Здоровья и сил Валерию Абисаловичу! На нем теперь еще больше.
Екатерина Мечетина пианистка, солистка Московской государственной филармонии:
- Мне кажется, если у Валерия Абисаловича все получилось в Мариинском театре, то, конечно же, и в любом другом у него точно все получится. А то, что я испытываю восхищение перед трудоспособностью маэстро, говорить излишне. Просто непостижимо: то, что он делает сейчас, плюс у него еще есть ресурс взять на себя еще большую ответственность... Есть такие люди, которые одарены от природы - и Гергиев из таких. И результат от всей его работы всегда прекрасный.
Продолжайте в том же духе, Валерий Абисалович! Поздравляю вас!
Подготовил Андрей Васянин