Чем запомнилась одна из главных кинопремий России в 2024 году? Остановимся на самых важных моментах. Прежде всего, награды вручали в юбилейный год, когда сама киностудия "Мосфильм" отмечает 100-летие со дня основания. Параллельно с церемонией вручения наград "Золотого орла", в недавно открытом свежеотремонтированном кинотеатре "Мосфильма" шла громкая премьера - показывали корейский боевик "В теле убийцы". Кинотеатр сразу же завоевал репутацию удобной площадки и премьеры там проходят практически каждый день.
По дороге в Первый павильон "Мосфильма", где традиционно вручаются награды, гостей встречали большие рекламные щиты, на которых красовались плакаты, приуроченные к юбилею, а на стенах павильонов появились изображения корифеев студии - Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Владимира Меньшова и других в исполнении художника Никаса Сафронова.
Торжественная церемония и началась с чествования "Мосфильма": сперва вручили три специальных приза. Первый - Карену Шахназарову, главе киноконцерна, а в его лице - всей студии. Карен Георгиевич, который проработал на студии полвека, вышел на сцену и в конце церемонии - именно он вручал награды за лучшую режиссуру и лучший фильм, что символично. Да и его последняя картина не осталась без призов.
Но по порядку. Получая премию за вклад в киноискусство, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", заслуженный кинорежиссер, народный артист России Карен Шахназаров сказал так: "Золотой орел" - это главный приз российского кинематографа, и я, конечно, очень тронут: от своего имени и от всех работников студии благодарю Академию за это! Феномен советского кино заключается в том, что у него был свой своеобразный стиль, хотя создавали его очень разные художники. И я мечтаю, чтобы это вернулось и в российское кино, и на "Мосфильм", потому что это необыкновенный адреналин, необыкновенное чувство, когда ты живешь в кругу людей, пышущих, пылающих художественными идеями".
Фильм "Хитровка. Знак четырех" Карена Шахназарова получил награды в номинациях: "Лучшая работа художника по костюмам" - Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров; и "Лучшая работа художника-постановщика" - Сергей Февралев.
Однако же главная борьба, как и положено, развернулась вокруг номинации "Лучший фильм". В этом году в ней было представлено пять картин - "1993", "Вызов", "По щучьему велению", "Праведник" и "Снегирь". До последнего делались ставки. Кто-то был уверен в победе "Вызова" - все же первый фильм, снятый в космосе (у "Вызова" в этом году на "Орле" было пять номинаций). Другие ставили на "Праведника" - ведь за ним стоит канал "Россия 1" и студия "Три ТЭ" Никиты Михалкова - главы киноакадемии. Да и фильм удался. Много поклонников у картины Александра Велединского "1993" - об этом времени практически нет крупных художественных картин, тем более - в основе фильма - роман Сергея Шаргунова. Было бы забавно, если бы победила сказка "По щучьему велению". Такое было вполне возможно - так бы был зафиксирован тренд на сказки в современном российском кино.
Однако, картина Бориса Хлебникова "Снегирь" стала не только главным лауреатом, но и триумфатором всей церемонии. Фильм также удостоился наград в номинациях: "Лучший монтаж фильма" - Иван Лебедев, "Лучшая работа звукорежиссера" - Максим Беловолов, "Лучшие визуальные эффекты" - "ALGOUS studio".
История двух новичков, которые отправляются в свой первый рейс на рыболовном судне "Снегирь" в компании бывалых моряков действительно задевает каждого, кто ее смотрит. В основе сюжета - книга Георгия Владимова "Три минуты молчания". В ролях: Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Макар Хлебников, Олег Савостюк, Евгений Сытый и другие.
Легендарный продюсер Сергей Сельянов, получая заветную статуэтку (все призы по традиции изготовлены компанией Mercury), сказал: "Этот фильм получился не про кого-то, а про нас - граждан огромной страны, которые могут быть и такие, и сякие. И, мне кажется, успех картины связан с тем, что в этом высказывании мы видим себя, свой народ. Ну и, конечно, с режиссером Борисом Хлебниковым. Хлебников - стержень. И не только нашего фильма, но и в какой-то степени всего нашего кинематографа".
Было важно, что на сцене, вместе с Сельяновым, стояли молодые парни - исполнители главных ролей Макар Хлебников и Олег Савостюк. Оба артиста сейчас весьма востребованы.
Фильм "Праведник" также оказался не обделен призами.
В номинации "Лучшая режиссерская работа" победителем стал режиссер, сценарист и продюсер, лауреат Государственной премии России - Сергей Урсуляк. В основе фильма - бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942 года спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта. В ролях: Александр Яценко, Сергей Маковецкий, Федор Добронравов, Евгений Ткачук и другие. Фильм также получил награды в номинациях: "Лучшая мужская роль в кино" - Александр Яценко, "Лучшая операторская работа" - Михаил Милашин, "Лучшая мужская роль второго плана" - Евгений Ткачук.
Кстати, отметим, что и "Праведник", и "Снегирь" получили по 8 номинаций на "Золотого орла" в этом году, и в итоге у каждой картины по 4 награды. Тут тоже все призы, как и номинации, распределились поровну.
Фильм "1993" получил награды в номинациях: "Лучший сценарий" - Александр Велединский, "Лучшая женская роль второго плана" - Александра Ребенок. "Я благодарю режиссера Александра Велединского, с которым познакомилась на сериале "Обитель". Когда режиссер звонит второй раз, когда вновь приходит с предложением - это дорогого стоит", - сказала Александра со сцены. Сериал "Обитель" тоже снял Велединский по книге Захара Прилепина.
Стоит отметить, что за тремя названными фильмами стоит телеканал "Россия 1". Как и за сказкой "По щучьему велению", которая не получила ни одного приза, что, впрочем, не умаляет ее успешности - сама номинация также много значит. А вот то, что ни одного приза, где были номинации, не получил фильм "Вызов", выглядит странным. По поводу этой картины киноакадемики приняли своеобразное решение - Специальный приз получила Юлия Пересильд, как первая в мире актриса-космонавт. Со сцены Юлия сказала "Спасибо" всей космической отрасли, а коллегам по кино пожелала "не бояться быть первооткрывателями, не бояться новых форм, новых имен!". Юлия Пересильд просто царила на церемонии - одетая в серебристое платье, она казалась космической, и фотографы и операторы никак не могли от нее отойти и перестать снимать кинодиву, даже когда сама церемония уже завершилась.
К тому же, когда представляли фильм "Вызов" - а на "Золотом орле" каждая картина представляется отдельно - дочка Юлии Анна Пересильд пела песню, посвященную "Вызову", в которой были и слова про маму. Вокальные способности девочка явно унаследовала от матери: представление "Вызова" было самым запоминающимся из всех пяти.
Третью награду "За вклад в российский кинематограф" получил Анатолий Михайлович Мукасей - легендарный советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ, снявший такие ленты, как "Большая перемена", "Чучело", "Гардемарины", "По семейным обстоятельствам", "Нос" и другие.
Начиная благодарственную речь, он произнес: "Я простой советский, российский оператор, счастлив стоять на этой сцене в Павильоне номер один киностудии "Мосфильм", в которой я отработал 60 лет". А в конце своей речи поблагодарил жену - актрису и режиссера Светлану Дружинину, с которой не только работал (снимал все ее фильмы), но и прожил 65 лет.
Еще несколько врезавшихся в память моментов церемонии. Первый - выступление Ивана Янковского, когда вручали призы проектам онлайн-платформ. Лучшим сериалом назван "Фишер" Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Лучшими актерами Иван Янковский и Александр Яценко, сыгравшие в этом же сериале.
Иван со сцены попросил прощения у папы - Филиппа Янковского за то, что обошел его в номинации: Филипп номинировался в ней же за сериал "Черное облако". Иван получил пятого "Золотого орла" - за работу в сериале "Плейлист волонтера". Артисту на данный момент всего 33 года.
Не первый "Золотой орел" и у Анны Михалковой. На этот раз она названа лучшей актрисой в кино за работу в фильме "Чувства Анны" режиссера Анны Меликян. Анна Михалкова была в прекрасном настроении и шутила, подняв настроение залу.
Порадовал собравшихся и Сергей Безруков. Награды за работы на телевидении, по мнению киноакадемиков, распределились так: Лучший телевизионный сериал: "Бизон. Дело манекенщицы" (Первый канал) , режиссер Сергей Чекалов. Лучшая мужская роль на телевидении: Сергей Безруков, сериал "Бизон. Дело манекенщицы". Лучшая женская роль на телевидении: Елена Яковлева, сериал "Дама с собачкой" ("Россия 1"). Безруков так прокомментировал свою награду со сцены: "Первый свой "Золотой орел" я получил в 2004 году за лейтенанта Кравцова в сериале "Участок", спустя 20 лет я получаю за майора Бессонова. Конкурентом мне был полковник Рыбин (эту роль сыграл Безруков в сериале "Шпион", и тоже был с ней в номинации - прим. авт.). Есть надежда, спустя еще 20 лет, получить за генерала. Буду стараться!"
Стоит еще отдельно отметить награду Алексею Рыбникову за музыку к фильму "Повелитель ветра" Игоря Волошина. И удивиться, что даже в номинанты на премии не попала картина "Чебурашка" Дмитрия Дьяченко. Фильм-рекордсмен по сборам мог оказаться хотя бы в спецноминации. Когда-то на "Золотом Орле" была награда за успехи в прокате, но потом ее, к сожалению, отменили. Не пора ли вернуть? Потому что в условиях тотального дефицита кинопремий в стране ("Ника" не проводится уже два года) в ситуации, когда фильмов собственного российского производства все больше и больше, многие работы рискуют быть недооцененными.
Лауреаты 22-й премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орел"