Коллеги по киноиндустрии называют Роберта Родригеса the one-man film crew, что дословно можно перевести как "команда из одного человека". Дело в том, что на съемочной площадке и за ее пределами Родригес часто одновременно выступает как режиссер, сценарист, оператор и звукооператор, композитор, монтажер, а также продюсер. Он является автором таких культовых картин, как "Город грехов", "От заката до рассвета", "Дети шпионов", "Отчаянный", "Гонщики". При этом дорогу в большое кино ему проложил фильм, на который было потрачено всего $7 тыс. Роберт Родригес открыл Голливуду Сальму Хайек, Антонио Бандераса и Джорджа Клуни, много сотрудничал с Квентином Тарантино и даже подменял его на съемках. Рассказываем, что еще известно о режиссере.
Роберт Родригес родился в 1968 году на юге США, в штате Техас. У его семьи мексиканские корни, она была большой (десять детей), дружной и никак не связанной с творчеством: отец работал продавцом в посудной лавке, а мать — медсестрой. Роберт же с детства интересовался кино: часто ходил в кинотеатр, придумывал сценарии и разыгрывал сценки с сестрами и братьями, рисовал комиксы, фотографировал, а после того, как посмотрел "Побег из Нью-Йорка" (1981) Джона Карпентера и узнал, что режиссер сам написал саундтрек к фильму, попробовал себя в сочинительстве музыки. Подростком Родригес не расставался с любительской видеокамерой — снимал ролики с участием родных, а затем устроился подрабатывать оператором школьной команды по футболу. Правда, вскоре от услуг парня отказались — вместо игры он предпочитал снимать реакции зрителей и полет мяча в замедленной съемке.
После школы Родригес поступил в Колледж коммуникационных технологий при Техасском университете в Остине. Во время учебы он ежедневно выпускал в студенческой газете комикс Los Hooligans ("Хулиган"), все персонажи которого были срисованы с его сестер и братьев. Параллельно пробовал себя в коротком метре — его первая заметная работа "Изголовье" (1991), в которой снова появлялась вся семья Родригес, принесла ему несколько первых призов на кинофестивалях, куда парень сумел отправить кассеты с фильмом.
Уже в этой небольшой ленте можно заметить характерные черты почерка Роберта Родригеса — быстрая смена изображения, резкие движения камеры, экшен, черный юмор. После успешного дебюта парень задумался над созданием полнометражной картины.
Первым знаковым фильмом Родригеса стал "Музыкант" (1992). Его бюджет составил всего $7 тыс., причем большую часть денег ему одолжил давний друг Карлос Гальярдо. Недостающую сумму Родригес заработал необычным способом — стал участником медицинского эксперимента, в котором тестировали действие нового препарата для снижения холестерина. В "Музыканте" Роберт Родригес впервые мощно проявил свою многозадачность и выступил в качестве режиссера, сценариста, продюсера, звукорежиссера, оператора, фотографа, а также ответственного за спецэффекты. Главную роль сыграл Карлос Гальярдо. Малобюджетный боевик о музыканте, который вынужденно вливается в преступный мир, стал сенсацией на фестивале "Сандэнс" и получил приз зрительских симпатий. После этого компания Columbia Pictures подписала с Робертом контракт на создание высокобюджетного ремейка фильма в Голливуде.
Так появился криминальный триллер "Отчаянный" (1995), принесший мировую популярность не только Родригесу, но и Антонио Бандерасу и Сальме Хайек, сыгравшим главные роли. Это положило начало большой дружбе между режиссером и актерами — впоследствии каждый из них снялся еще в семи картинах Родригеса, а Хайек даже стала крестной матерью его детей.
Примерно в это же время на фестивале в Торонто Родригес познакомился и быстро нашел общий язык с Квентином Тарантино. Тот даже доверил ему снять несколько сцен в "Криминальном чтиве". Затем вместе они приступили к работе над культовыми "Четырьмя комнатами", где Роберт срежиссировал одну из новелл — "Нарушители спокойствия". Звезды отлично понимали друг друга, им обоим нравились гротескный стиль, перестрелки, остроумные диалоги и черный юмор, поэтому впоследствии вместе они работали над "Убить Билла. Фильм 2" (Родригес был композитором) и другими картинами, в сорежиссерстве выпустили "Город грехов" (2005) и проект "Грайндхаус" (2007).
Стоит отдельно выделить их совместную работу над культовой лентой "От заката до рассвета" (1996). Эта криминальная драмеди о том, как два брата-преступника берут в заложники бывшего священника и его детей, а заодно попадают в логово вампиров, стало хитом. Картина принесла несколько престижных наград и известность не только в США, но и по всему миру тогда еще начинающему актеру Джорджу Клуни. А также положила начало франшизе: в течение четырех лет вышли еще две части, снятые другими режиссерами, но они не смогли повторить успех первой.
Тогда режиссер взялся за другую серию фильмов — "Дети шпионов". Так, в творчестве Родригеса на смену боевикам с кровавыми разборками и страстными ссорами пришло семейное кино. Впрочем, тоже не лишенное перчинки: по сюжету, школьники узнают, что их родители — секретные агенты, и сразу же ввязываются в недетские приключения по спасению мира. В 2000-е вышло три фильма франшизы, четвертый, 2011 года, показывали в формате 4D. Рейтинг каждой части падал все ниже и ниже, но это не останавливало Родригеса: параллельно он выпустил еще пару фильмов похожей направленности — "Приключения Шаркбоя и Лавы" (2005) и "Камень желаний" (2009). Скорее всего, стремление режиссера к детскому и подростковому кино в те годы можно объяснить тем, что он сам стал многодетным отцом — с 1995-го по 2005-й у него появилось четверо детей.
В 2010-е годы Роберт Родригес вернулся к боевикам и продолжал стабильно выпускать фильмы, где жонглировал своими талантами. В двух частях "Мачете" и в "Городе грехов 2" он вновь выступал как режиссер, сценарист, оператор, продюсер, композитор, монтажер. Свою мультизадачность на проектах в одном из интервью Родригес объяснял так: "Хотя постановка фильма считается коллективным видом творчества, она не должна быть такой. Определенных правил, какой ей следует быть, наверняка нет, а если есть, то нарушайте их всеми способами, потому что опыт, которым вы обладаете, и уровень уверенности в себе, который появится у вас после работы над картиной в одиночку, будут стоить больше любой помощи со стороны, какую можно получить".
Если фильм будет хорошим, вы станете задаваться вопросом, не команда ли сработала его хорошим, а если плохим, то слишком велик соблазн сделать из партнеров козлов отпущения, и, действуя таким образом, вы ничему не научитесь
Тем не менее успех Родригеса слегка пошатнулся в те годы — режиссера не номинировали на престижные премии (у него все еще нет "Оскара", а последнюю крупную награду он забрал в Канне в 2005 году), все новые фильмы получали смешанные отзывы, и ни один из них не смог повторить триумф картин 90-х. Пожалуй, самый успешный проект того периода — "Алита: боевой ангел" (2019) с Розой Салазар, Кристофом Вальцем и Дженнифер Коннелли в главных ролях. Генеральным продюсером картины выступил Джеймс Кэмерон (изначально он должен был быть и постановщиком, но уступил режиссерское кресло Родригесу). Фильм получился наполовину анимационным и попал в лонг-лист премии "Оскар" за "Лучшие визуальные эффекты".
Последние десять лет Родригес работает еще и над сериалами. Так, в 2014-м он создал расширенную телеверсию "От заката до рассвета" — с новыми актерами и персонажами, которых ранее не было. Многосерийной перезагрузке подверглись и другие проекты из прошлого: в 2014-м Родригес стал одним из сценаристов нового "Музыканта", а в 2018-м — автором мультипликационного сериала "Дети шпионов: критическая миссия" для Netflix. В 2020-м Родригес срежиссировал несколько эпизодов "Мандалорца" — сериала-хита Disney+, космического вестерна по мотивам "Звездных войн".
В мае этого года состоялась премьера фильма Роберта Родригеса "Гипнотик". Научно-фантастический триллер с Беном Аффлеком в главной роли рассказывает историю детектива, который расследует серии ограблений и оказывается втянут в тайну правительственной программы. Сценарий Родригес написал еще в 2002 году, и в одном из интервью он признался, что это одно из его любимых творений. Тем не менее западная пресса раскритиковала фильм, да и сборы оказались низкими: всего $6 млн против $65 млн, потраченных на производство. В российский прокат "Гипнотик" должен выйти в июле этого года.
А вот самый интригующий фильм Родригеса мы, скорее всего, так и не увидим. В 2015 году режиссер снял ленту "100 лет", и ее релиз намечен только на следующий век — если быть точнее, на 2115 год. В такой необычной акции Роберта Родригеса пригласил поучаствовать элитный коньячный дом Remy Martin, который использует для производства напитка Louis XIII столетние купажи. Можно сказать, что фильм Родригеса — часть невероятной PR-кампании, результат которой смогут увидеть только наши потомки. В то же время, судя по некоторым данным и по трейлеру, картина "100 лет" — это рассказ об эволюции человечества и художественное размышление о том, каким может быть будущее. В настоящий момент фильм хранится в сейфе, и замок с таймером запрограммирован так, что откроется только в новом столетии.
Дарья Шаталова