Русский Канн, отечественный аналог "Сандэнс", замена "Кинотавра" — это лишь часть того, что можно услышать о кинофестивале "Маяк", который впервые прошел в Геленджике с 5 по 9 октября. Последнее сравнение организаторам нравится меньше всего, так как они настойчиво подчеркивают, что главная цель — сделать принципиально новый фестиваль, каких в России еще не было. На фоне трудностей на отечественном кинорынке и бойкотирования на международных фестивалях их можно назвать настоящими бунтарями. "Недоброжелатели называли идею фестиваля в Геленджике безумием. Мы называем это визионерством", — сказал программный директор "Маяка" Стас Тыркин. Фильмы на нем показали соответствующие: герои картин — панки, мечтатели, поэты и трудные подростки.
Рассказываем о победителях фестиваля.
Режиссер Анна Кузнецова
Гран-при фестиваля
Театральный кружок из Калужской области отправляется на конкурс в Сочи. Его сопровождают их режиссер Таня (Дарья Савельева), которая чуть менее инфантильна, чем ее ученики, и строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). Они везут постановку "Земляничное вино" с танцами под рэпера Lil Peep. Правда, организаторы почти сразу попросят переделать название — отсылок к алкоголю не надо. После жюри и вовсе скажет, что постановка неудачная — другое дело "Золотой ключик" или "Питер Пэн", и гордо подарит пластиковые значки за участие в конкурсе. Но это не единственный проигрыш, с которым придется столкнуться героям.
Отец-одиночка Иван живет в якутском селе. По соседству с ним живет другой отец-одиночка, Влад, который постоянно унижает его. Иван скромный и добрый и никогда не отвечает обидчику, за что сын его презирает. Однажды он говорит ему, что было бы лучше, если бы Иван умер вместо матери. После того как Влад избивает Ивана, чувство стыда за отца у подростка становится невыносимым. Он решает проводить время с его обидчиком, чтобы не вырасти похожим. У самого Влада отношения со своим сыном, которого он называет исключительно слабаком, не проще, а после этой ситуации становятся напряженнее.
В центре сюжета — классическая проблема отцов и детей, но в жестоких условиях якутской глубинки она приобретает характер эпидемии вроде чумы. Рабочее название картины было "Омут", и оно подходит не меньше. Примерно в середине картины появляются новые герои — бензопила и ружье. И главной интригой становится, кто ими воспользуется, чтобы прекратить все это. Режиссер Дмитрий Давыдов ("Пугало", "Молодость", "Костер на ветру") считает, что этот фильм про слабость и силу, и в чем вообще реальная сила.
Он не смог самостоятельно представить фильм на фестивале в Геленджике, так как находился с рабочим визитом в Пусане, в том числе для обсуждения участия в Берлинале. Продюсеры фильма Анатолий Сергеев и Кирилл Степанов считают, что у "Чумы" должна быть хорошая фестивальная судьба, поэтому в прокат фильм выйдет только в 2024 году, рассказали они ТАСС.
Похожее — "Костер на ветру", "Возвращение", "Кочегар".
Режиссер Любовь Мульменко
Приз за лучший сценарий и лучшую женскую роль
Главный герой Ваня (Вадим Королев), мягко говоря, странный — называет всех женщин "фрау", живет в старомодной квартире, работает в магазине "Охотник и рыболов" и одевается, видимо, тоже там. Мечта у него, конечно, также странная — жениться и оставить потомство, как говорит он сам. Но в личной жизни ему не везло, пока он не встретил балерину Кристину (Елизавета Янковская). У нее мечта примерно такая же. Они начинают бороться с одиночеством вместе, но почему-то проигрывают.
"Эта картина о том, что иногда расставание — это хеппи-энд, и нельзя с кем-то начать отношения, чтобы заткнуть дыру в себе. Нормальные отношения получаются у людей, которые сначала стали цельными, без дырочек, а потом встретились. Ваня и Кристина используют человека как функцию, потому что прочитали в сказках, что когда людей двое, то все становится классно. На самом деле это не так", — рассказала режиссер и сценарист картины Любовь Мульменко.
Мульменко, получая награду, сказала: "Кажется, я научилась писать сценарии". Но это прозвучало скорее как ирония, потому что зрители знают, что она давно умеет. Мульменко написала сценарии к фильмам "Купе №6", "Верность" и "Дунай" (ее первая режиссерская работа). Но "Фрау" совсем не похожа на эти фильмы. "Мне хотелось уйти от супердостоверности, которая была у меня во всех моих сценарных работах. Мне это надоело, хочется чего-то такого попробовать, — рассказала режиссер. — Мы сняли сказку, смешную и печальную".
Дата выхода фильма в прокат пока неизвестна.
Похожее — "500 дней лета", "Субмарина".
Режиссер Татьяна Рахманова
Лучший дебют и работа оператора
Выпускники детского дома решают с размахом отпраздновать начало взрослой жизни — огромный коттедж, куча алкоголя и даже девушка по вызову. Когда срок аренды и деньги у них заканчиваются, зато появляется оружие, они решают превратить дом в крепость, королевство, где правят хаос и анархия. Даже когда их королевство пытаются захватить полицейские, они отважно держат оборону. В фильме снялись реальные ученики детских домов и всего лишь два профессиональных актера.
Программный директор фестиваля Тыркин спросил у Рахмановой на презентации картины, как она относится к творчеству датского режиссера Ларса фон Триера, намекая на сходство. И дело даже не в том, что у Триера есть сериал "Королевство". Фильм Рахмановой снят будто по принципам триеровского манифеста "Догма 95" — ручная камера, отсутствие искусственного света, непрофессиональные актеры, натуральные диалоги и кадры. Оператором картины выступил Алишер Хамидходжаев, снявший "Все умрут, а я останусь", "Жить", "Антон тут рядом", "Балабанов. Колокольня. Реквием" и много других картин.
"Наше кино про состояние, когда прошлое далеко и малоприятно, будущее пугает неизвестностью, человеку остается переживать эту паузу настоящего — радостно, тяжело, безумно, кто как умеет", — рассказала Рахманова.
Дата выхода фильма в прокат пока неизвестна.
Похожее — "Межсезонье", "Идиоты", "Все умрут, а я останусь".
Режиссер Михаил Местецкий
Приз за лучшую мужскую роль
Филипп (Эльдар Калимулин, победитель в номинации "Лучшая мужская роль") живет в сером и унылом Металлогорске и фанатеет от давно распавшейся местной панк-группы "Яичный свет", лидера которой сыграл Юрий Борисов. Он ведет о них подкаст, дом превратил в настоящий музей и мечтает провести в Металлогорске музыкальный фестиваль "Месиво". Но когда Филипп встречает Марину (Анастасия Талызина), перед ним встает серьезный выбор — взрослая семейная жизнь или все-таки мечты.