В годы советской власти не собирались сносить храм Василия Блаженного на Красной площади, вопреки распространенному мифу. Об этом в интервью «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолий Оксенюк.
Несносный храм
Рассказывая о судьбе и творчестве выдающегося русского и советского архитектора, реставратора и искусствоведа Петра Барановского, боровшегося в годы советской власти за сохранение исторических памятников древнерусского зодчества, ученый отметил, что во время сталинской реконструкции Москвы прямой угрозы сноса собора Пресвятой Богородицы, что на Рву (больше известного как храм Василия Блаженного) не было.

Вид на собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве в 1955 году
Фото: Александр Чепрунов / РИА Новости
«По крайней мере на всех проектах переустройства Красной площади и Зарядья он оставался на своем месте, — объяснил Оксенюк. — И Петр Дмитриевич Барановский собором не занимался — этот объект вели другие архитекторы».
Широко распространенные до сих пор легенды о том, что для спасения храма Василия Блаженного от сноса Петр Барановский якобы запирался внутри него, яростно ругался с Кагановичем и писал гневные послания Сталину с требованиями защитить храм Василия Блаженного от уничтожения, историк назвал байками. При этом он подчеркнул, что Петр Барановский, защищая памятники архитектуры, действительно не боялся спорить и вступать в конфликты с советскими чиновниками самого разного ранга — даже тогда, когда это было очень опасно.
На вопрос «Ленты.ру», есть ли основания у известной легенды, что во время одного из совещаний по реконструкции Москвы Каганович убрал со стола макет храма Василия Блаженного, а Сталин гневно осадил его, сказав: «Пастав на мэсто!», Оксенюк ответил, что это тоже байка, которая со временем обрела вторую жизнь:
Каганович в своих воспоминаниях и письмах (они все опубликованы) от этого открещивался. Он утверждал, что это все придумали его противники. Может, такой диалог и имел место, но подтверждений этому нет
Анатолий Оксенюк (кандидат исторических наук)

Казанский собор на Красной площади в Москве, конец XIX — начало XX века
Фото: Pastvu
Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) — выдающийся русский и советский архитектор, искусствовед, реставратор памятников древнерусского зодчества. Организатор первого в стране музея-заповедника под открытым небом в Коломенском (директор в 1923-1933 годах), один из основателей Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Андрониковом монастыре в Москве и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
