МОСКВА, 30 янв — РИА Новости, Ренат Абдуллин. Немного сбавив обороты с Гренландией, президент США переключил внимание на другой регион. К берегам Ирана направляется уже вторая американская авианосная группа. Как развивается ситуация — в материале РИА Новости.
Первоначально угрозы Трампа были связаны с протестами в исламской республике. Сейчас фокус сместился: он говорит о заключении сделки со Штатами.
Речь идет о некоем новом соглашении по иранской ядерной программе. Пока двусторонние переговоры на эту тему зашли в тупик. В итоге Вашингтон стал рассматривать силовую опцию как основную. И демонстрации внутри Ирана уже явно ни при чем.
Так, 28 января Трамп опубликовал в своей соцсети Truth Social сообщение, в котором потребовал "справедливой и равноправной сделки — без ядерного оружия". В противном случае, предупредил он, следует ждать атаки "намного хуже", чем прошлым летом, когда удар нанесли по трем иранским ядерным объектам.
По словам источников американских СМИ, знакомых с ситуацией, президент еще не принял окончательного решения о дальнейших действиях. Однако он уверен,, что его силовые возможности расширились по сравнению с началом месяца — именно благодаря стягиванию в регион военных кораблей.
Продолжается, впрочем, и дипломатическая работа. По словам источников, не так давно Вашингтон и Тегеран обменивались сообщениями, в том числе через оманских посредников. Якобы даже обсуждали возможность очной двусторонней встречи, но она так и не состоялась. По другим данным, Белый дом потребовал выполнения предварительных условий для переговоров, включая окончательное прекращение обогащения урана и новые ограничения на программу баллистических ракет.
Второй пункт, отмечают с американской стороны, стал даже более значимым камнем преткновения, чем ядерная программа. Дальность действия иранского оружия вызывает особую тревогу у главного партнера США в регионе — Израиля. Но в Тегеране, по данным СМИ, хотят говорить только об уране.
Помимо отправки боевых кораблей, США предпринимают и другие шаги по подготовке к эскалации: например, перебрасывают в регион системы ПВО, включая дополнительные батареи Patriot — для защиты своих сил от иранского ответа. Кроме того, американские ВВС планируют провести многодневные воздушные учения.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, в свою очередь, предупредил, что его страна готова — "с пальцами на спусковом крючке" — ответить на любую агрессию в воздухе, на море и на суше.
Масла в огонь добавляет то, что недавно Трамп недвусмысленно намекнул на госпереворот в исламской республике.
"Пришло время искать новое руководство в Иране", — заявил он неделю назад, не конкретизируя пожелания.
Впрочем, в американских верхах об этом спорят. Очевидно, президент воодушевлен операцией в Венесуэле, но, например, госсекретарь США Марко Рубио признает: нынешняя ситуация гораздо сложнее.
В частности, американская администрация еще до задержания Николаса Мадуро вела переговоры с теми, кто затем вошел в состав временного правительства латиноамериканской страны.
В Иране же почва не подготовлена, сам режим гораздо более устойчив, а ставка на живущего в Штатах Резу Пехлеви, сына последнего шаха, видимо, не сыграла. Хотя его имя и звучало на пике протестов, сейчас эта фигура вновь отошла на дальний план.
Как отметил ведущий научный сотрудник ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН Андрей Яшлавский, не исключено, что США все же нанесут удар по Ирану. Вопрос — по каким именно целям.
"Возможно, это будут уже не ядерные объекты, которые подвергались в 2025-м американским бомбовым ударам, а центры принятия решения, какие-то правительственные здания. Показателен сам факт отправки ударной авианосной группы, особенно на фоне недавней почти аналогичной истории, когда корабли ВМС разместились в Карибском море. Чем это закончилось для Венесуэлы, всем известно", — напоминает эксперт.
По его словам, сделка с Тегераном, на которую намекает Трамп, тоже возможна. "Неуступчивость американского президента часто натыкается на реальную жизнь, как было с Гренландией. В итоге он сделал резкий разворот, объявив, что не станет применять военную силу для аннексии острова, а взамен будет некое соглашение, которое обеспечит американское присутствие там".
Два этих кейса — венесуэльский и гренландский, — обрисовывают тот разброс вариантов, которые могут применить к Ирану, продолжает эксперт. С другой стороны, возможно, речь пойдет о некой третьей опции: нанесение ударов и последующие переговоры.
"Вопрос о том, чего хочет в данном случае добиться Трамп, остается открытым. Если бы иранский режим продолжал жесткие репрессии в отношении протестующих, было бы понятно. Но сейчас, насколько можно судить по данным из исламской республики, интенсивность протестов и ответных мер властей сошла на нет. Становится неочевидным мотив для возможного удара. Хотя, зная характер американского президента, мы можем предполагать любой вариант", — отмечает Яшлавский.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, в свою очередь, считает крайне высокой вероятность прямого военного столкновения. Однако оговаривается: многое будет зависеть от мотивов и поведения Трампа.
На президента влияют союзники. В конце декабре он встречался с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху — как раз на фоне беспорядков в Иране.
Тегеран же готов к конфронтации, полагает Багдасаров. Причина в том, что США не предложили ничего приемлемого.
"Вашингтон, по сути, выдвинул ультиматум, — объясняет эксперт. — Сокращение объемов обогащения урана, ликвидация производства ракет, способных достигать Израиля, отказ от поддержки региональных прокси-сил и, наконец, признание еврейского государства. Как думаете, пойдет на это Иран?"
По мнению Багдасарова, если в ближайшую неделю Трамп не предпримет боевых действий, ему будет тяжелее выходить из конфликтной ситуации. Но пока, уверен эксперт, все выглядит так, будто Белый дом давно запланировал эскалацию, а январские беспорядки лишь временно спутали ему карты.