Село Кузрека относится к Терскому берегу Кольского полуострова. Когда-то здесь располагались рыболовецкие и солеварные хозяйства, принадлежавшие Соловецкому монастырю. В советское время действовал рыболовецкий колхоз «Заря», который в 1960-х годах был ликвидирован. Оказался заброшенным и гранитный карьер.
Сейчас в Кузреке постоянно никто не живет. Жизнь здесь бьет ключом только летом, когда в поморскую деревушку съезжаются дачники. И когда проходит ежегодный фестиваль поморской козули (обрядовое печенье из ржаной муки, воды и соли в виде разных фигурок).
Дачники и забили сейчас тревогу, когда после отлива на береговой линии обнаружили обезглавленные туши млекопитающих, у которых также отсутствовали задние конечности. Воды Белого моря отступают здесь от берега при отливе почти на два метра.
Нам удалось связаться с заместителем директора по охране территории Кенозерского национального парка Евгением Буториным, который рассказал нам об обстановке.
— Ареал обитания гренландских тюленей значительно севернее, северо-восточнее от национального парка, — говорит Евгений Андреевич. — Именно там тюлени формируют щенные залежки. Там находится их родильный дом.
Считается, что ежегодно на дрейфующих однолетних льдах Белого моря рождается около 150 тысяч молодых тюленей. Дальше их вместе с ледовыми полями должно выносить из Белого моря в более теплое Баренцево море. Где льды тают, и молодые тюлени уже готовы плавать и самостоятельно кормиться.
Но когда дуют ветра северо-восточного направления, льды двигаются уже по-другому, и детеныши могут оказаться в ловушке.
— Нередко детенышей гренландских тюленей — серков — сдавливает льдами. И они тонут. Взрослые особи более маневренные, осторожные. А детеныши еще неопытные, не такие аккуратные. Инспекторы национального парка осмотрели туши животных, которые выбросило на берег в районе села Кузрека. У них были раздавлены головы, переломаны ребра и кости.
Как говорит Евгений Буторин, судя по окрасу шкурки, они уже успели пройти первую линьку, стали серками.
— Детеныши могли погибнуть во второй половине марта, в начале апреля, когда уже начали плавать. А потом их штормами выбросило на берег.
— Многие подумали, что действовали браконьеры.
— Браконьеры бы сняли шкурки. В тушах инспекторы обнаружили бы пулевые отверстия. Ничего этого нет. Если бы они погибли от нефтепродуктов, то детеныши были бы измазаны нефтью. Был бы также массовый выброс морских звезд на берег. Этого тоже нет.
— Жители Кузрека опасались, что погибшие животные привлекут в населенный пункт медведей.
— Медведи там и так постоянно ходят. Это же берег Белого моря. Там постоянно выбрасывает штормами водоросли, рыбу. Особенно активны медведи весной, когда нет еще растительности. Они ходят по берегу, ворошат в том числе и старые водоросли, ищут там личинки насекомых. Рыбаки рыбу ловят, медведи тут же рядом с их избушками бродят. Также медведи охотятся на кольчатую нерпу.
Как уточняет наш собеседник, инспекторы национального парка ездили недавно в Кузреку, от выброшенных на берег туш тюленей уже практически ничего не осталось.
— Все расклевали птицы. Так устроено в природе, что ничего не пропадает.
Численность беломорской популяции гренландского тюленя в возрасте от 1 до 25 лет составляет около 1,5 млн особей. Это установили ученые Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии в результате авиаучета.