Фигуристы Санкт-Петербурга выиграли командный турнир на чемпионате России по прыжкам, на крохотные два балла опередив соперников из Москвы. Корреспондент РИА Новости Спорт - о том, как "валидольная" концовка спасла впечатление от все еще несовершенного по регламенту и непозволительному количеству организационных "косяков" турнира.
Москва начала с форы питерцамКомандному турниру на чемпионате России по прыжкам в этом году нашли беспроигрышный формат. Москва против Санкт-Петербурга - как минимум в Северной столице к такому противостоянию относятся очень серьезно, причем во всех его проявлениях.
Так, накануне некоторые представители местной федерации в кулуарах говорили, насколько им важно одержать в командном турнире победу. Вроде бы даже и не шутили, хотя турнир-то, на секундочку, коммерческий и полуразвлекательный, где никто никуда не отбирается и за места в сборной не борется.
Обставили мероприятие организаторы очень солидно и красиво. Команды в каждом углу обзавелись фанатскими атрибутами для боления.
К ним приставили не только заранее анонсированных "аниматоров" в лице Александры Игнатовой (Трусовой) и Елизаветы Туктамышевой, но и отрядили исполнявших днем ранее роли ведущих - Максима Транькова (к Питеру) и Анну Щербакову (к Москве).И, таким образом, главный минус первого дня турнира - его чрезмерную затянутость и монотонность - исправили.
Раунды проходили динамично, а через полтора часа устроили антракт, предварив его ледовым "стриптизом" от Туктамышевой - показательным номером королевы данного жанра.Хозяева льда, которых публика "Юбилейного" ожидаемо принимала куда более горячо, чем гостей - несмотря на уговоры ведущих поддерживать москвичей не меньше, убежали в отрыв уже в первом же раунде.
Он заключался в дуэли спортивных пар, и питерцы Анастасия Мишина с Александром Галлямовым изначально смотрелись фаворитами против Анастасии Мухортовой и Дмитрия Евгеньева. Ученики Этери Тутберидзе, которых в одном из раундов личного турнира обидели оценками настолько, что народ устроил судьям обструкцию, начинали - и дрогнули: Мухортова упала на одном из выбросов.
А двукратные бронзовые призеры Олимпиады, наоборот, субботние помарки исправили, идеально исполнив все элементы.Второй раунд, в котором участникам предстояло исполнять тройные прыжки - сольные и параллельные, оставил странное впечатление.
В первую очередь, из-за тактики, которую выбрала сборная Москвы. То ли решили дать питерцам фору, то ли просто не подумали - и выпустили Аделию Петросян с Софьей Муравьевой соревноваться с Дмитрием Алиевым и Евгением Семененко.
Все-таки для девушек аксель в три с половиной оборота - это элемент ультра-си, и в целом ничего не было удивительного в том, что и Аделия, и Соня с этим прыжком не справились. А повторить его по регламенту, в отличие от личного турнира, не могли.
Питерские же мужчины играючи выдали два "трикселя", а "залакировали" их Анна Фролова и Ксения Гущина двумя идеально исполненными параллельными лутцем и флипом. Петросян свое "парное катание" вышла исполнять в дуэте с Иваном Поповым, и вновь не очень удачно - подвел партнер, упав с тройного лутца.
В итоге после двух раундов многим показалось, что борьба в турнире закончена - Санкт-Петербург оторвался от Москвы на без малого 28 баллов.Четверной аксель Дикиджи сделал - но пока не в соревнованияхВпрочем, впереди еще был как минимум раунд с четверными прыжками, а там Владислав Дикиджи должен был вернуть публике важный "должок".
Его уникальный аксель в четыре с половиной оборота ждали еще в субботу, но фигурист решил этот элемент не делать, объяснив свое решение неудачной утренней тренировкой. Но пообещал исполнить "кваксель" в командном турнире - "если позволит нога".
Чемпион страны обещание сдержал - хотя и не полностью. Уже во время разминки "Юбилейный" взорвался овацией - такому мощнейшему четверному акселю позавидовал бы и Илья Малинин, единственный фигурист в мире, исполнявший его в соревнованиях.
Но, увы, в историю российского фигурного катания Дикиджи пока войти не смог - турнирная попытка закончилась недокрутом в полоборота и падением. Впрочем, вне зачета Влад квад-аксель повторил - и, как отметил ведущий в лице олимпийского чемпиона Алексея Ягудина, "наконец-то люди в России увидели этот элемент не на видео, а вживую".
Ну а сборная Петербурга, тем временем, довела отрыв от москвичей до неприличных 42 с лишним баллов - Даниил Самсонов и Марк Кондратюк не слишком удачно тянули вдвоем и сольные квады, и параллельные, а вот примкнувшие к Дикиджи Петр Гуменник, Алиев и Семененко почти не ошибались.Но ситуация резко обострилась после "челленджей" - раунда, который в регламенте был приписан в самом конце без какой-либо расшифровки сути происходящего.
И, как показалось, не всем фигуристам объяснили, что надо делать: по крайней мере, Анна Фролова, когда ее вызвали на лед, развела руками и поехала к тренерскому штабу за консультациями.А затем произошла серьезная накладка.
Выход на лед Петросян объявили еще до того момента, когда закончилась разминка - и вдобавок не включили таймер. Двукратная чемпионка страны отпрыгала свой набор, но потом с возмущенным лицом подъехала к ведущим для того, чтобы узнать: а что, собственно, это было? Ягудин попытался обратить все в шутку, но это у него не получилось - Петросян явно была не настроена юморить.
В итоге после непродолжительного, но интенсивного совещания Аделии позволили выйти на "перепрыжку". "Тащим Москву, Питер не задушишь", - так прокомментировал происходящее Траньков, но разрыв после выступления остальных участников "челленджа" сократился до совсем неубедительных восьми баллов - все еще в пользу сборной Санкт-Петербурга.
"Улетный" финалКогда на четвертый раунд, где нужно было исполнять каскады из трех прыжков, вновь вышла неутомимая Петросян, восхищение сменилось вопросом - не слишком ли неравномерно распределили нагрузку фигуристы Москвы? Чувствовалось, что лидер российского женского одиночного катания смертельно устала - что, собственно, потом и подтвердила фразой "немножко умерли". Питерская же сборная явно пользовалась более длинной "скамейкой запасных" - благодаря чему вернула себе перед заключительным раундом комфортное преимущество в 25 баллов.
Но на последней стадии турнира, где надо было исполнять каскады из пяти прыжков, все стали свидетелями наглядного подтверждения того, что фигурное катание - это битва не только технических навыков, но и нервов. Сначала еще один забойщик москвичей Марк Кондратюк упал на третьем "трикселе", хотя до этого приучил к тому, что может исполнять этот элемент чуть ли не с закрытыми глазами.
Потом Николай Угожаев подарил столичным фигуристам еще один шанс - чемпион личного турнира упал аж на втором прыжке в каскаде.И Москва им едва не воспользовалась.
Более того - камбэк бы состоялся, если бы не спорное судейское решение не засчитывать Даниилу Самсонову четыре прыжка в каскаде из пяти: арбитры посчитали, что фигурист допустил техническую ошибку после выезда с первого элемента. Тем не менее, Глеб Лутфуллин, закрывавший турнир, все равно сильно занервничал, сорвал первый каскад, а на втором, когда питерские фигуристы наперебой принялись ему кричать, что именно прыгать, сделал пять простейших для спортсмена его уровней двойных акселя, а потом принялся возмущаться, что его сбили с толку.
Стало понятно, что судьбу чемпионства решат считанные баллы, а то и их десятые. Команды обнялись и застыли, глядя на куб под потолком "Юбилейного".
"Валидольное" ожидание завершилось ликованием сборной Санкт-Петербурга, завоевавшей титул, а с ним и пять миллионов рублей. Москвичам достались утешительные три миллиона.
"Улетная" концовка чемпионата России по прыжкам, безусловно, скрасила общее впечатление. Она затмила и субботние "косяки" с математическими ошибками в подсчетах баллов, и странные, если не сказать резче, судейские решения.
Но все-таки терять голову от восторгов не стоит. Приходится констатировать: чтобы чемпионат России по прыжкам занял непоколебимое место в календаре российских фигуристов - особенно после того, когда их полноценно вернут на международную арену, турниру нужно обрести устойчивый и максимально понятный регламент, а также стать привлекательным не только для сугубо болельщицкой аудитории, которая наслаждается простым лицезрением любимцев, но и обычной публики.