Фигуристок раздевали они: кто добавил секса в образы величайших чемпионок

Фигурное катание всю историю идет по пути усложнения и… раздевания.

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в медиабанк

Фигурное катание всю историю идет по пути усложнения и… раздевания. Как вульгарность превращалась в тонкий стиль? РИА Новости Спорт рассказывает, как фигуристки оголялись на протяжении истории и что связывает Тамару Москвину, Коко Шанель и Льва Толстого.

Как женщины воевали брюкамиФигуристка в красивом коротком платье — привлекательный и продаваемый образ. Но так было не всегда.

На старинных гравюрах 17-19 века люди катаются на коньках в костюмах, которые на соревнованиях по нынешним правилам получили бы штрафную сбавку за излишнюю театральность. Трико с панталонами, сюртуки с широкими манжетами, шляпы-цилиндры и береты с перьями на мужчинах.

Кринолины, корсажи, накрахмаленные воротники и меховые муфты на женщинах.До наших дней подобные костюмы, только в облегченном варианте, дошли разве что в ледовых шоу с соответствующей исторической тематикой.

Как, например, в номере Софьи Леонтьевой и Даниила Горелкина по мотивам истории Екатерины II.Тогда фигурное катание мало было похоже на нынешнее.

Для простолюдинов считалось удобным способом быстро переместиться из точки А в точку Б, для богатых — красивым зимним развлечением и возможностью установить полезные контакты для дела или романтики. Например, в романе Льва Толстого "Анна Каренина" Левин специально приходил на каток, чтобы увидеть там Китти Щербацкую и провести с ней в недопустимой в другой ситуации близости несколько приятных минут.

До начала двадцатого века увидеть на катке женщину в брюках было почти невозможно. Ситуация начала меняться постепенно, и фигурное катание тут шло в привязке к остальной жизни — женщины боролись за возможность работать наравне с мужчинами и получать такое же жалованье, так что переодевались в мужской костюм и скрывали свой пол.

Было также движение за равные избирательные права. В общем, брюки тогда были не столько удобной альтернативой длинным тяжелым юбкам, сколько символическим высказыванием женщин против устоев патриархата.

Для женского прорыва в фигурном катании нужна была яркая смелая личность. И она нашлась.

Англичанка Медж Сайерс умудрилась выступить на чемпионате мира 1902 года, соревнуясь только с мужчинами. В правилах не прописывалась возможность участия женщин, но и запрета не было — организаторы не могли себе представить, что кто-то на это решится.

Сайерс стала второй, обойдя двух мужчин. Легендарный швед Ульрих Сальхов под впечатлением от смелости Сайерс подарил ей свою золотую медаль.

Казалось бы, путь открыт — другие женщины могли бы следовать примеру Медж и тоже соревноваться на чемпионатах мира. Сейчас кажется логичным, что Международный союз конькобежцев должен был создать отдельный женский турнир.

Но женщинам вовсе запретили участвовать под предлогом, что длина юбки не позволяет судьям определять качество катания. Сайерс в ответ на эту нелепицу обрезала платье по середину голени и задала новый тренд.

Желание женщин развиваться в спортивном плане показало, насколько не приспособлена для рекордов и побед их привычная одежда. Она была тесной, не позволяла нормально дышать и сковывала движения ног и рук.

Но эти переживания на время пришлось отложить — началась Первая мировая война. Когда она закончилась, стал заметен ее необычный побочный эффект.

Брюки как часть военной формы стали все привычнее в женском гардеробе.Чтобы задрать юбку, надо надеть этоПотом Коко Шанель придумала революционный спортивный костюм для женщин.

Он выглядел слишком элегантно по нынешним меркам, но все же был сшит из немного тянущегося материала джерси. Удобные брюки и короткий жакет — прекрасное начало для будущих больших побед.

Еще одно новаторство от Шанель — платье для тенниса с вшитыми шортиками. Для женщин стала доступна комфортная игра и отсутствие неловких моментов из-за задирающейся юбки.

По сути, то теннисное платье — прапрабабушка для очень удобных костюмов с вшитым купальником, в которых сейчас выступают не только теннисистки, но и фигуристки.Главный прорыв в легкой промышленности, который изменил представление в том числе о спортивной одежде, случился в 1920-х годах.

Ученые изобрели нейлон — ультрапрочную нить с уникальными эластичными свойствами. Правда, вскоре наработки пришлось использовать не для красоты и моды, а для военных нужд.

С началом Второй мировой войны весь нейлон шел на изготовление парашютов и брезента.Впрочем, все той же Коко Шанель это не помешало в результате экспериментов изобрести материал, известный нам как бифлекс.

Это смесь нейлона, лайкры, микрофибры и люрекса — основа основ всех костюмов фигуристов, начиная от Ирины Родниной и заканчивая Аделией Петросян. Из бифлекса художники по костюмам научились шить комбинезоны, а-ля коктейльные платья, костюмированную военную форму и даже балетные пачки.

Массовое производство бифлекса в мире началось во второй половине двадцатого века. В Советском союзе вплоть до 90-х годов был дефицит по объему и разнообразию цветов бифлекса, так что отечественные художники по костюмам проявляли чудеса изобретательности.

Окрашивали отрезы материи в растворах индийского чая и грузинского кофе, свекольном соке, марганцовке. Благодаря их находчивости костюмы были такими разными и интересными, что и подумать было нельзя о существовании каких-то проблем.

Сексуальная норвежкаБольшое влияние на моду в фигурном катании оказала норвежская фигуристка Соня Хени. Ее наряды не только открывали новые возможности для более сложных элементов, но и выглядели революционно сексуально.

Она первой среди женщин-фигуристок надела изящные белые коньки, как будто дополнительно привлекая внимание к ногам. Она первой начала выходить на лед в коротких платьях.

По сути, мини-юбки начали свое победное шествие именно со стиля норвежской фигуристки, потому что обычные женщины в повседневной жизни позволили себе на ладонь открыть колени только в шестидесятых. Да и вообще, если игнорировать некоторые винтажные детали костюма и необычные коньки, наряды Сони Хени в 30-40-е годы довольно похожи на те, в чем фигуристки катаются в наши дни.

И в шестидесятые годы юбки спортсменок были иногда даже короче, чем сейчас. Взять вот хоть Тамару Москвину.

Забавно, что женщины сначала отвоевывали право оголять ноги, а потом стали бороться за право носить брюки. Как будто короткие летящие юбочки так полюбились судьям и так привлекали внимание зрителей, что если даже сознательным выбором фигуристки было выйти на лед в комбинезоне, она не могла сделать этого без нарушения правил.

Американская фигуристка Дебби Томас на Олимпиаде-1988 выступала в облегающем трико, причем в таком образе она представляла программу на музыку "Кармен". Соперничать ей пришлось с канонической красоткой Катариной Витт и ее эталонной женственной Кармен.

Стоит сказать, что темнокожей женщине Томас в то время и в том месте не впервой было противостоять общественному мнению. На Олимпиаде она стала бронзовым призером, и это была первая олимпийская медаль в истории, выигранная темнокожим атлетом.

После демарша Дебби Томас вплоть до 2004 года комбинезоны были под категорическим запретом.Сейчас фигуристки существуют в условиях относительной свободы.

Правила регламентируют, сколько процентов открытого тела допустимо в костюме, но это вполне адекватно во избежание неловких ситуаций с чрезмерным оголением. Правилами также установлено, что ни одна деталь костюма не должна упасть на лед — это стремление к безопасности.

Ну и излишняя театрализация тоже недопустима, чтобы фигурное катание оставалось спортом, не переходя за черту искусства. В остальном можно экспериментировать с образами на свое усмотрение.

Кажется, вековая борьба дала свои плоды, и это прекрасно.

Источник: РИА новости

Полная версия