Личный чемпионат России по прыжкам среди мужчин-фигуристов подарил сенсационного победителя, но остался без ожидаемого всеми главного события - исторического акселя в четыре с половиной оборота. Корреспондент РИА Новости Спорт - о том, как все происходило.
Проблемы с математикой Чемпионат России по прыжкам начался внезапно с выхода на лед... Маргариты Базылюк - прошлогодней победительницы турнира, в нынешнем году решением организаторов вместе с остальными юниорами отстраненной от участия в турнире.
Из-за того, что детям четверные якобы делать легче, чем взрослым - Марго продемонстрировала, что это не так. На юную звезду возложили почетную миссию изобразить для зрителей те прыжки, которые будут делать участники, но она вместо этого упала с четверного тулупа, а со второй попытки сделала "бабочку".
Правда, потом исправилась, врубив каскад из четверного сальхова и тройного тулупа. Сам турнир стартовал с "бабочки" иного рода.
В оценки Марка Кондратюка, выступавшего под первым стартовым номером в 1/8 финала соревнований мужчин, по неведомой причине вкралась математическая ошибка, из-за которой бронзовый медалист олимпийского командника лишился около трех баллов. Первыми, как водится, тревогу забили болельщики в пабликах, дальше подключились журналисты, ну а к середине первого раунда оргкомитет сообщил по внутренней связи, что "косяк" будет исправлен.
Что же до контента, который исполняли участники, то на условно-максимальный зашли Николай Угожаев и Матвей Ветлугин: самые ценные четверные прыжки они скомпоновали в комбинациях с тройным акселем. Возможно, для кого-то стало неожиданностью то, что именно эти два фигуриста вышли в лидеры, но с другой стороны, раньше времени проявлять героизм от участников и не требовалось.
Довольно мягкая система плей-офф позволяла продвигаться к решающим раундам за счет стабильного исполнения и не самого экстремального контента. Самой же неожиданной потерей турнира на старте стал первый чемпион России по прыжкам Григорий Федоров.
"Посовещались и решили, что надо что-то говорить" Перед четвертьфиналом оргкомитет продолжил использовать (и опять не слишком удачно) Маргариту Базылюк в качестве своеобразной прыжковой модели, а парни - с переменным успехом собирать четверные. Зрители к тому моменту, по ощущениям, уже слегка притомились.
Ведущие не сразу принялись рассказывать о том, что происходит на льду. Алексей Ягудин поведал: "Мы посовещались и решили, что надо что-то говорить".
Разговоры не сказать, чтобы сильно помогли - первые полтора с лишним часа турнира отсеяли только половину участников. Учитывая, что впереди еще были соревнования женщин и спортивных пар, то, чтобы не растягивать действо на шесть часов, вместо двух стартовых раундов у мужчин вполне можно было провести один.
Ну а главной потерей четвертьфинала стал один из сенсационных лидеров. Причем потерей довольно спорной: Ветлугину не засчитали каскад, хотя он его начал исполнять на последних отведенных секундах.
Вдобавок в официальной таблице сумма баллов за те элементы, которые все же зачли, оказалась ошибочной. Вообще-то можно было и протест подать, но до него все-таки не дошло: даже корректный подсчет не позволил бы Матвею выйти в полуфинал.
Четверного акселя не дождались Третий раунд обошелся уже без прелюдии в исполнении прошлогодней чемпионки: вероятно, решили, что эксперимент не удался. Либо пожалели юную фигуристку: все-таки на этой стадии турнира одним из элементов стал уже каскад из трех прыжков.
Здесь уже было больше помарок, но арбитры, стоит отметить, не зверствовали и на кривые выезды зачастую закрывали глаза. В итоге лидером в решающий батл отобрался Угожаев, вторую сумму набрал Евгений Семененко, а человек, которого многие считали фаворитом чемпионата, - Владислав Дикиджи, вышел в финал с третьего места.
Квартет сильнейших замкнул Кондратюк, не совершивший за этот день, кажется, ни одной помарки на коронном тройном акселе. "Мы увидим сегодня то, что мы все ждем?" - спросил перед "Финалом четырех" ведущий вечера Максим Траньков тренера Дикиджи Олега Татаурова.
"Надеюсь", - ответил он. Конечно, оба имели в виду аксель в четыре с половиной оборота.
Чемпион России по фигурному катанию неоднократно исполнял этот уникальный элемент на тренировках, но ни разу - в соревнованиях. Во время чемпионата страны в Омске Влада спрашивали - ждать ли четверной аксель на прыжковом турнире? "50 на 50, как пойдет", - ответил тогда он.
В итоге аудитория "Юбилейного" затаила дыхание, но... не дождалась.
Дикиджи явно решил не упускать синицу в руке и не захотел рисковать хорошими призовыми, предпочтя более стабильные элементы. Что ж, слава "нашего Малинина" - как известно, только русский американец чисто исполнял "кваксель" в соревнованиях - пока остается журавлем в небе.
Впрочем, этот уникальный элемент мы можем увидеть в воскресенье: Дикиджи отобрался в командный турнир, где сборная Москвы сразится с петербуржцами. Но выиграть в турнире личном в итоге главному претенденту на победу не удалось.
Может быть, драгоценных баллов как раз и не хватило из-за нежелания Дикиджи пойти ва-банк. Он занял второе место, уступив отпрыгавшему четыре раунда более стабильно и чисто Угожаеву.
В битве за бронзу Кондратюк в последний момент опередил Семененко.Победа Угожаева, с одной стороны, сенсация, но с другой - этот фигурист на этапах Гран-при России регулярно демонстрировал умение исполнять элементы ультра-си.
Здесь, в отличие от "классического" чемпионата страны в Омске, он собрал их все воедино. Благодаря чему и опередил тех, кому доставалось золото.
Ну а если говорить о причинах того, что личный мужской прыжковый турнир остался без "гвоздя программы", которым бы мог стать четверной аксель, то, конечно, ругать Дикиджи за нежелание рисковать не стоит. Дело в том, что на третий год чемпионата России по прыжкам (а если считать прыжковые фестивали, то на пятый) его организаторы так и не могут найти его оптимальный регламент.
Например, в воздухе висит такой вопрос: зачем в финале нужен каскад из пяти прыжков, абсолютно не имеющий в фигурном катании какой-либо практической ценности? Зрелищным его тоже не назовешь: сделать этот элемент чисто и так, чтобы он не выглядел "притянутым за уши", практически невозможно. Зато сил отнимает огромное количество.
Совместить с акселем в четыре с половиной оборота - тоже дико энергозатратным прыжком - едва ли возможно. Стоило ли тогда о нем вообще говорить? Наконец, немаловажен тот факт, что мужской турнир продолжался в итоге без малого три часа.
И это без единого перерыва. Это очень долго даже с чисто физиологической точки зрения.
В конце концов, антракты в театре придумали не просто так. Если прыжковый чемпионат претендует на то, чтобы стать по-настоящему значимым - и тем более вернуться на международную арену, что было бы мегакруто, поскольку возродила бы его, таким образом, именно Россия - стабильность нужна прежде всего в формате, регламенте и, как бы странно это ни звучало в эпоху, когда калькуляторы стали анахронизмом, правильном подсчете баллов.