Семейной ипотеке пришел конец: риелторы говорят, что шоколадных условий больше не будет ни для кого

Риелтора Наталью Р.

Фото: Наталья Мущинкина

Риелтора Наталью Р. этой новостью мы не застали врасплох.

«Конечно, сейчас ситуация на рынке недвижимости аховая, — откровенничает она. — Вторичка по цене несется вниз с большой скоростью. Да и первичка тоже за ней подтягивается, потому что многие застройщики дают бешеные скидки.  Они до 1 июля собрали пул тех, кто успел оформить льготную ипотеку до ее отмены, пока живут на это, но деньги рано или поздно заканчиваются, и им все равно придется снижать цены на квартиры, чтобы на что-то жить. Мы клиентам-продавцам объясняем, если вы хотите продать, снижайтесь резко и сейчас.  Потому что скоро весь ценовой рынок рухнет. Кто-то говорит, что на 20%, а кто-то - на 30%. Безумные цены на квартиры на самом деле были взвинчены, раздуты кратно, в том числе из-за льготной ипотеки. Прибыль у банков была сумасшедшей, такого больше не будет, потому что денег нет.

— Получается, что банки будут страдать?

— Ничего страшного. Главное, чтобы люди не страдали. Но тем, кто не успел оформить семейную ипотеку, надо принять тот факт, что мы больше не живем в шоколадных условиях. Население закредитовано давно, но последнее время люди брали кредиты только на покупку субсидированной недвижимости, и государство давало такую возможность. Но эта лафа закончилась. В июле – для большинства населения, сейчас – для семейных льготников.  Стоит ли рвать волосы? Думаю, все, кто хотел купить или продать жилье по выгодной цене, это сделали, кто не успел, должны положить руку на сердце и осознать, что сами виноваты и придется ждать лучших времен. В конце концов от того, что семья не переедет в трешку из двушки, мир не рухнет. Хотя это и очень обидно, я понимаю. Мы, риелторы, в таком же положении и в одной лодке», — заключает эксперт.

Потенциальные покупатели рассказывают, что последние месяцы ожидать решения по семейной ипотеке было мучением, многих мурыжили неделями, а потом все равно отказывали. А людям некуда было деваться, они уже вложились, проплатили кое-где оценочные альбомы — отчет о параметрах объекта недвижимости для определения его стоимости, и надежда, как обычно, умирает последний.

Сейчас несостоявшиеся ипотечники через третьи лица пытаются понять, в каких банках лимиты по семейной ипотеке исчерпаны, а где эти субсидии еще остались.

Выходит так, что в выигрыше маленькие кредитные организации, про которые мало кто знает. Вроде бы есть такие, где лимиты не исчерпаны до конца, но нужно иметь своих доверенных специалистов, которые подскажут, как и куда обратиться. В общем, как и везде, отмена льготной ипотеки создала новую схему получения хоть каких-то оставшихся крох обходным путем.

«Да, в основном лимиты по семейной ипотеке почти закончились, — соглашается и Олег Силкин, эксперт по недвижимости. — Вы можете подать заявку, но шанс того, что её одобрят, крайне мал. Ситуация на рынке такова, что 50% покупок недвижимости приходится на семейную ипотеку, остальные проценты распределяются на рассрочку и по обычной ставке ЦБ, соотношение 70 на 30 из этих пятидесяти процентов.

Если семейную ипотеку не распределят, как это сделали с IT-ипотекой, то это приведёт к краху рынка.

Застройщики уже больше года накапливают долги и не могут продать по выгодной для них цене объекты, а сейчас продажи могут встать окончательно.

По прогнозам, дальше будет хуже. К лету 2025 года ставка ЦБ может варьироваться от 21 до 25%. При нынешних 19% это звучит очень страшно с финансовой точки зрения».

Эксперт предполагает, что, возможно, введут новое направление по лизингу объектов недвижимости на государственном уровне, но, когда этого ждать, непонятно.

Если государство опомнится, то, возможно, в ближайшие несколько лет будут пытаться открыть новые льготные программы, к примеру специально для учителей или под медиков, но это тоже не точно, и пока непонятно, на каких условиях.

С 1 июля 2024 года без ограничений семейная ипотека оставалась доступной только ячейкам общества, где есть как минимум один ребенок до 6 лет, есть несовершеннолетний ребенок-инвалид. Семьи с двумя несовершеннолетними детьми старше семи лет могли оформить ипотеку с низкой ставкой в 35 регионах страны (города с численностью населения меньше 50 000 человек), исключая Московскую и Ленинградскую области.

На этом фоне каким-то издевательством выглядит заявление магаданского сенатора Широкова о том, что надо ограничить строительство и продажу однушек в пользу более просторных квартир, которые позволят повысят демографию.

Господин сенатор вообще цены на недвижимость видел? А ипотечные ставки?

Собственно говоря, кто ж против, но тогда трешки+ должны раздаваться государством как минимум в безвозмездное пользование.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия