Сертификат летной годности на беспилотное воздушное судно (БВС) вертолетного типа массой более 30 кг получила машина петербургского научно-производственного предприятия "Радар ммс" БВС ВТ-440м. Выданный сертификат подтверждает, что воздушное судно соответствует требованиям федеральных авиационных правил.
"Отрадно видеть, что в ряд сертифицированных машин добавился беспилотник вертолетного типа. В настоящий момент сертификация беспилотных авиационных систем сильно расширяется - ждем ее дальнейшее обновление и в следующем году", - отметил замруководителя Росавиации Андрей Добряков.
Гендиректор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "Аэронекст" Глеб Бабинцев назвал получение этого сертификата очень значимым событием для всей отрасли. Это значит, что компания сможет выполнять полеты не только в рамках экспериментальных правовых режимов, но и на всей территории страны, фактически занимаясь продвижением нового вида сервисов и технологий. Ввод беспилотника в рынок также позволит наработать сценарии его применения, которые пока носят в основном теоретический характер.
"Важным является и путь получения сертификата летной годности через оценку единичного экземпляра. На данном этапе развития рынка такой способ имеет значительные преимущества перед сертификацией типовых конструкций. Допуск единичных экземпляров позволяет быстрее и дешевле внедрять инновации в рыночное применение. Это способствует формированию спроса и отработке требований к конструкциям, которые в будущем станут типовыми", - рассказал "Российской газете" Бабинцев.
Сертифицированный беспилотник вертолетного типа длиной 5,7 метра и массой 440 кг может перевозить грузы до 100 кг на расстояние более 200 км полностью в автоматическом режиме от взлета до посадки. Разработчики считают его идеальным инструментом для аэродоставки грузов в труднодоступные районы, но беспилотник может также выполнять геологоразведочные и мониторинговые работы.
"Сегодня летательный аппарат - это очень сложная система. По сути, роботизированный комплекс надо научить летать не руками пилота, а полностью автоматически, и при этом расходиться в воздухе с пилотируемыми воздушными судами. Мы его создавали и отрабатывали все системы больше пяти лет, было несколько модификаций этого аппарата", - рассказал "РГ" исполнительный директор "Радар ммс" Иван Анцев.
Беспилотник может подниматься на высоту до 2,3 тыс. м, то есть он находится в одном пространстве с малой авиацией, вертолетами, взлетающими и идущими на посадку самолетами. И он надежно защищен от столкновений, благодаря системе, обеспечивающей расхождение с другими судами.
"На борту этого беспилотного средства много систем, которые обеспечивают безопасную навигацию и эксплуатирование аппарата. Что, собственно, и позволило нам получить сертификат", - добавил Анцев.
В следующем году в компании планируют получить сертификаты летной годности еще на шесть БВС вертолетного типа, а в этом году собираются подать заявку на сертификацию типовой конструкции. Пока же на первом сертифицированном воздушном судне хотят обучать внешних пилотов гражданской авиации. Специалистов для тяжелых беспилотников ранее тоже никто не готовил.
Авиатранспорт