Политолог Бовт: От умеренной девальвации российский бюджет выигрывает

На прошлой неделе рубль заметно просел, встретив выходные в районе 105-106 рублей за доллар на межбанковском рынке. Ослабление произошло по целому ряду причин, среди которых одни были "плановые", другие форсмажором. Среди первых можно назвать решение монетарных властей снизить обязательные продажи валюты крупнейшими экспортерами - с 80% (в октябре 2023 года) до 40%, а затем (в октябре нынешнего) до 25%. Смысл оставлять часть заработанной на экспорте валюты за границей (и потом потратить на необходимый импорт) состоит в том, чтобы избегать лишних дорогостоящих трансакций в условиях санкций. При этом в начале осени доля рубля в оплате экспорта достигла почти 43%, а импорта 48,5%. Если бы вся наша внешняя торговля велась только со странами БРИКС, где в нацвалютах происходит 85% расчетов, то оно бы и ничего. Но доля БРИКС составляет менее половины внешнеторгового оборота РФ, - 41,5% по итогам 2023 года.

Сергей Михеев/РГ

При этом платежный баланс страны стабильно положительный, с тенденцией к росту. Положительное сальдо внешней торговли товарами за девять месяцев текущего года выросло на 14%, до 102,8 млрд долларов, по сравнению с 90,2 млрд за аналогичный период 2023 года. В сентябре 2024 года профицит счета текущих операций увеличился аж в 2,4 раза - до 7 млрд долларов по сравнению с августом (2,9 млрд). В октябре торговый баланс был также на 8% выше уровня прошлого года (почти 12 млрд долларов). Так что фундаментальных предпосылок для резкой девальвации нет никаких.

Однако 21 ноября уходящая администрация Байдена решила нагадить России напоследок и ввела санкции против Газпромбанка и более 50 других банков, которые (главным образом ГПБ, через который шла значительная часть расчетов за экспорт газа и нефти) служили "шлюзом" поступления валюты на внутренний рынок. Решение, как обойти новые рестрикции, будет найдено (бизнес всегда находит, как обыграть бюрократов), но на это уйдет время. В краткосрочном плане может наблюдаться дефицит предложения валюты на рынке - в размере 2-4 млрд долларов в месяц. Отчасти Центробанк уже намерен компенсировать это, прекратив покупку валюты до конца года, сохранив, между тем, ее продажи (речь о юанях) в размере 8,4 млрд рублей в день, удвоив объем продажи.

Пока же можно оценить, кому на текущий момент умеренная девальвация рубля выгодна, а кому нет.

Принято считать, что ослабление национальной валюты выгодно экспортерам: они за то же количество валюты получат больше рублей. Правда, для большинства позиций экспорта введена до конца года экспортная пошлина: при долларе дешевле 80 рублей она не взимается, при 80-85 рублей за доллар она составит 4% таможенной стоимости, а при курсе выше 95 рублей - 7%. Есть более маржинальные товары (например, удобрения, которые даже не под санкциями), для которых пошлина составляет 10% уже при курсе выше 80 рублей. Также пошлину вовсе не платят экспортеры золота, нефти и газа. Для последних важна цена добычи нефти в рублях, чем он дешевле, тем выше рентабельность. Экспортная выручка тех же нефтяников, как правило, измеряется в долларах (как и нефтяные цены на мировом рынке). Для "Газпрома" и производителей СПГ ситуация несколько сложнее: у газового монополиста имеется большой долг в валюте, который становится дороже в обслуживании, нивелируя выгоды от девальвации. Производители СПГ сейчас вообще попали под мощный санкционный удар, для преодоления последствий которого потребуется увеличить издержки.

Если говорить в целом об экспортерах, то учитывая ослабление рубля на величину почти 10% только с конца октября, в выигрыше в той или иной степени оказались практически все они, компенсировав себе курсовую пошлину. Также они выигрывают на снижении тех издержек, которые оплачиваются в рублях. Главные бенефициары пожалуй металлурги. Себестоимость производства российских металлургов более чем на 80% номинирована в рублях, тогда как доля экспорта в выручке составляет у разных компаний от 50 до более 80% по разным позициям.

От умеренной девальвации выигрывает российский бюджет. За последний месяц ослабление рубля принесло казне около триллиона. Падение курса на 5 рублей приносит 500-700 млрд. А укрепление доллара всего на один рубль увеличивает объем годовых только нефтегазовых доходов бюджета от экспорта примерно на 100 млрд рублей. Страна и ее граждане живут "в рублях", сберегают и тратят в рублях, за курсом доллара следят не более трети населения.

Однако это не значит, что даже умеренная девальвация не оказывает влияния на повседневную жизнь. Она имеет определенный инфляционный эффект: падение рубля на 10% добавляет к инфляции примерно 0,5 процентных пункта. Это, конечно, не 1:1, но все же. Так, бюджет вынужден увеличивать расходы на индексацию социальных выплат, а противодействие инфляции будет толкать на повышение ключевой ставки ЦБ и к росту стоимости денег.

Да, подорожает импорт, что почувствуют покупатели в магазинах. Однако доля импорта в ВВП в последние годы сокращается. В 2011-2021 годах он составлял 20-21% (в 2022 падал аж до 15%), в прошлом году снизился до 19%, в этом может быть в районе 18% или ниже, что приблизит выполнение поставленной Владимиром Путиным в майском указе задачи снизить эту долю до 17% ВВП к 2030 году. По некоторым подсчетам, это позволит отечественным компаниям занять освободившиеся ниши, заработав дополнительно 3,5 трлн рублей.

Важно подчеркнуть, что даже учитывая выгоды от девальвации для отдельных отраслей, ее крайне желательно держать строго контролируемой, не допуская раскручивания инфляции и ценовых шоков. Так что скорее всего монетарные власти уже до конца года предпримут меры по стабилизации курса, для чего есть все имеющиеся инструменты, чтобы минимизировать в том числе спекулятивные эффекты (а без них, видимо, не обошлось). В отсутствие новых шоков и санкционных "сюрпризов" можно ожидать возвращения курса даже к примерно 100-95 рублей за доллар, что будет близко к среднегодовому прогнозу Минэкономразвития на этот год в районе 94-95 рублей за доллар США (84,7 был в 2023 году).

ФинансыМакроэкономика
Источник: Российская газета

Полная версия