Подорожание железнодорожных билетов с 1 декабря: сколько придется платить и почему

Это повышение не стало неожиданностью, поскольку РЖД продолжает придерживаться курса на регулярную индексацию тарифов.

Фото: Александр Астафьев

Это повышение не стало неожиданностью, поскольку РЖД продолжает придерживаться курса на регулярную индексацию тарифов. Поскольку компания является естественной монополией, повышение своих тарифов она согласовывает на правительственном уровне – с Федеральной антимонопольной службой. В результате, путешествия на поездах дальнего следования за месяц до Нового года станут заметно дороже. Для пассажиров, предпочитающих более комфортные условия, такие как купе, СВ или вагоны люкс, также предусмотрено увеличение цен на билеты.

РЖД уже объявили, что полученные от подорожания билетов средства будут направлены на улучшение инфраструктуры и обновление подвижного состава. В частности, планируется закупка новых локомотивов и пассажирских вагонов, что должно повысить качество обслуживания на железных дорогах страны. Это все звучит прекрасно, но пассажирам, вынужденным сегодня раскошеливаться на билеты, от этого конечно, не легче. Тем более, что у многих россиян имелись планы на новогодние путешествия. Теперь им придется больше раскошелиться или экономить на самом отдыхе, выбирая более дешевые гостиницы или сокращая сроки поездок. Ситуация для туристов осложняется еще и тем, что во многих курортных городах юга России аэропорты закрыты, и выбор другого транспорта невозможен.

В то же время повышение тарифов является частью стратегии РЖД по модернизации и улучшению пассажирских перевозок. Этот шаг не стал первым в последние годы — например, в 2023 году стоимость билетов на поезда поднималась дважды: на 8,1% и на 10,75%, соответственно. За последние три года тарифы на пассажирские перевозки в России выросли почти на 50%, что связано с регулярной индексацией цен. И это заметно выше, чем средняя инфляция по стране.

Причины, плюсы и минусы повышения тарифов на железнодорожные перевозки, «МК» попросил оценить экспертов.

Марк Гойхман, аналитик Финансовой Академии «Capital Skills»:

«Надо учитывать, что РЖД представляет собой естественную монополию. Единый оператор владеет и управляет общим комплексом железных дорог. Это объективно нужно, чтобы не было нестыковок, сбоев при различных пользователях. Но следствием такого положения могут быть и монопольные цены. Ведь кроме как у РЖД, потребителям покупать перевозки не у кого. А индексация тарифов естественной монополии - выше, чем общий рост потребительских цен, который составляет пока 8,5%, по Росстату. 

Вспомним, что в декабре 2023 года тарифы на пассажирские перевозки были увеличены на 10,75% при инфляции 7,5% на тот период. Таким образом, удорожание билетов - не столько следствие инфляции, сколько одна из ее причин на будущее. Повышение стоимости поездок само разгоняет инфляцию, как локомотив РЖД».

Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver:

«Стоимость проезда в поездах вынужденно догоняет официальную инфляцию. Другого выхода, кроме как немного поднять цены, у монополии сегодня нет. Цены на все подросли, и на этом фоне РЖД держали ценовую оборону до последнего и можно сказать, что тарифы подрастают весьма сбалансированно, без шока для кошелька простого пассажира. Решение это вынужденное, рост цен умеренный и адекватный. Если в наступающем году удастся сохранить макроэкономическую стабильность, то комфортные цены и уровень сервиса в поездах нас еще порадуют».

Источник: Московский комсомолец

Полная версия