Первый полет Ту-214 после импортозамещения: каким будет новый самолет?

На самолете Ту-214, который используется в качестве летающей лаборатории, началась программа летных испытаний с новыми российскими комплектующими. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор АО "Туполев" Константин Тимофеев.


Самолет впервые поднялся в воздух после импортозамещения. Полет состоялся на аэродроме Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала АО "Туполев" и продлился 1 час 10 минут. Воздушное судно пилотировал экипаж АО "Туполев".

Были выполнены необходимые проверки систем и бортового оборудования. По данным экипажа, задание на полет выполнено в полном объеме.

"На базе этой машины мы продолжим летные испытания, дальнейшую модернизацию и развитие платформы Ту-214, в том числе и создание двучленной кабины", - подчеркнул Константин Тимофеев.

По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, это важная веха в программе создания нового самолета. Она означает, что все технические проблемы, связанные с созданием комплектующих и систем, благополучно решены. Эти изделия, которые заново освоены отечественной авиационной промышленностью, прошли необходимый объем испытаний на стендах. Это дало возможность проверить их в составе системы оборудования самолета во время полета.

"Безусловно, для того чтобы приступить к эксплуатации самолетов Ту-214, нужно решить еще множество задач. В частности, подготовить площадку для серийного производства, нарастить возможности поставщиков и комплектующих по выпуску своих изделий. Все это требуется для того, чтобы выйти на заданные темпы сборки в 20 самолетов в год", - добавил эксперт.

Спрос на эти самолеты уже сформирован. В частности, один из крупнейших российских перевозчиков, S7 Airlines, подписал с ОАК меморандум на поставку 100 самолетов Ту-214.

В феврале этого года авиакомпания "ЮВТ-Аэро" заявила о планах получить в ближайшие два года 4 самолета Ту-214. Первая пара должна быть поставлена уже в 2025 году.

Авиаторы считают Ту-214 достойным конкурентом Boeing и Airbus. Максимальная вместимость российского самолета - 210 пассажиров. Фото: Нина Падалко/ РИА Новости

Свой интерес к самолетам будущего, в частности Ту-214, обозначила также Государственная транспортная лизинговая компания.

"Ту-214 рассматривается как вариант в самые сжатые сроки вывести на рынок новый отечественный самолет, способный без промежуточных посадок преодолевать расстояние, например, от Москвы до Хабаровска или далее. Но те программы совершенствования конструкции, которые сейчас запустил "Туполев", позволят сократить расход топлива и приблизить эксплуатационные характеристики Ту-214 к более современным западным аналогам. То есть сделать его полностью конкурентоспособным в сравнении с теми самолетами, которые сегодня составляют основу парка авиакомпании Российской Федерации", - отметил Пантелеев.

Он добавил, что АО "Туполев" уделяет большое внимание совершенствованию конструкции самолета. В частности, его облегчению, что позволит повысить конкурентоспособность лайнера.

По мнению Максима Пядушкина, управляющего директора журнала "Авиатранспортное обозрение", Ту-214 сейчас опережает в импортозамещении основные программы МС-21 и SJ-100. Эти самолеты в полностью импортозамещенном варианте еще не летали. Вопрос в том, насколько быстро "Туполеву" удастся сертифицировать одночленный Ту-214, а также увеличить его выпуск.

Другая проблема - Ту-214 остается самолетом предыдущего поколения и будет проигрывать по эффективности МС-21, полагает эксперт.

"У "Туполева" есть планы по глубокой модернизации самолета, в частности внедрение новой кабины для двучленного экипажа, но эта работа может занять годы", - считает Пядушкин.

Ранее, как напомнил эксперт, Ту-214 выполнял рейсы средней дальности в Грузию, Израиль, Армению, Турцию и по городам России. "Сейчас будут летать примерно так же - вопрос о конкуренции с западными самолетами уже не стоит", - добавил он.

Одна из особенностей Ту-214 - высокий уровень комфорта для пассажиров, что важно при дальних перелетах. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Пантелеев подчеркнул, что по мере того, как самолет будет приближаться к получению сертификата, он будет вызывать большее доверие у авиакомпании, и мы станем свидетелями подписания уже твердых контрактов на эти самолеты.

"В то же время мы отлично понимаем, что до завершения сертификационных испытаний еще должно пройти немало времени, предстоит подтвердить надежность и безопасность всех систем, которые вновь разработаны и установлены на самолет. Поэтому торопиться и делать прогнозы, что уже вот-вот самолет начнет принимать пассажиров, наверное, не стоит", - заключил эксперт.

Ту-214 может летать на расстояние до 6,5 тыс. км, с полной коммерческой загрузкой - до 4 тыс. км. Максимальная вместимость лайнера составляет 210 пассажиров. Он хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях. Напомним, самолет Ту-214 эксплуатировался с 2007 года авиакомпанией "Трансаэро". В 2015 году прекратил свои полеты и находился на хранении. В июне 2024 года после восстановления летной годности самолет снова поднялся в воздух. В июле летающая лаборатория была отправлена на Минский завод гражданской авиации N 407 для покраски в новую ливрею в соответствии с фирменным стилем ОАК. После покраски самолет вернулся на Казанский авиационный завод.

Ту-214 - первый за последние годы полностью отечественный самолет, способный без промежуточных посадок долететь от Москвы до Хабаровска

В сентябре стало известно, что "Туполев" создает Инновационный конструкторский центр, который будет заниматься модернизацией самолета Ту-214. Константин Тимофеев назвал этот центр уникальной фабрикой мысли и выразил надежду, что прорывные идеи позволят усовершенствовать лайнер, повысить эффективность производства и приблизиться к созданию идеального варианта самолета.

Как подчеркнул Константин Тимофеев, этот самолет станет первым за последние десятилетия абсолютно российским лайнером и "прародителем" линейки полностью отечественных "туполевых".

В ближайшие годы Ту-214 должны получить несколько российских авиакомпаний. Самолеты будут летать на Дальний Восток, в страны СНГ, ОАЭ и Турцию. Фото: Нина Падалко/ РИА НовостиКстати

Два года назад корреспонденту "РГ" довелось побывать на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова. Именно тогда на уровне правительства всерьез заговорили о наращивании серийного выпуска пассажирских среднемагистральных лайнеров Ту-214.

"Проводили сравнительный анализ машин в этом классе. Летные и эксплуатационные характеристики Ту-214 на уровне Boeing 737 и его семейства, Airbus 320 и 321, - рассказал замначальника летной испытательной станции, начальник инженерно-авиационной службы Дмитрий Колесов. - А преимущество в наших экономических реалиях - это цена".

Уверенность в большом будущем самолета высказал и директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский. По его словам, ставка на Ту-214 делалась потому, что это один из немногих самолетов, имеющих в своей комплектации минимум импортных составляющих. К наиболее значимым зарубежным компонентам можно отнести часть связного и навигационного оборудования. Все остальное - мелочи. А поскольку его предшественник Ту-204 родом из Советского Союза, то и все комплектующие закладывались отечественные. Технологии их производства не утеряны, так что вернуться к ним не составит большого труда.

Подготовил Олег Корякин, Казань

Российская газета - Федеральный выпуск: №266(9508)Авиатранспорт
Источник: Российская газета

Полная версия