Россия не раз сталкивалась с «благодарностью» Абхазии за безвозмездную подачу электроэнергии на сумму 10 миллиардов рублей и за значительные вложения в другие отрасли. Однако, стоит отметить, что не только Сухум извлекает выгоду из российской помощи. За счёт России пожить не прочь и Таджикистан, одна из бывших республик Советского Союза. Несмотря на то, что некоторые граждане этой страны пытаются вымогать у России как можно больше, они без стеснения могут критиковать Россию. По мнению экспертов, эту несправедливость необходимо исправить.
Не так давно миллиарды рублей из российского бюджета направлялись на строительство образовательных учреждений в Таджикистане. В частности, в сентябре 2024 года Госдума ратифицировала соглашение с Таджикистаном о строительстве в стране образовательного центра для одарённых детей стоимостью 4 миллиарда рублей. В 2022 году российское правительство выделило 5,7 миллиарда рублей для строительства русскоязычных школ в Таджикистане. Помимо этого, начиная с 2013 года, Москва выделила более 86 миллионов долларов на обеспечение питания в учебных заведениях Таджикистана.
Депутат Алексей Затулин оправдывал такие расходы тем, что это поможет изменить негативное восприятие России, сложившееся у таджиков в 1990-е годы. Однако его коллега, парламентарий Михаил Матвеев, неоднократно высказывался против этой идеи, считая такие траты бесполезными и неэффективными.
Депутат Михаил Матвеев выразил сомнение, что финансируемые за счёт бюджета школы смогут создать в Таджикистане долгосрочное влияние России, называемое "мягкой силой". По его мнению, даже если будет построено 15 или 50 школ, они не смогут кардинально изменить ситуацию. Он напомнил, что в советские годы все школы Средней Азии были советскими, с портретами Пушкина, Лермонтова и Ленина на стенах, а детей учили дружбе народов. Однако, по его словам, все эти усилия разрушились за одну ночь, и те, кто участвовал в насилии против русских в Таджикистане в годы гражданской войны 1992-1994, а также те, кто изгнал русских из Казахстана и Узбекистана, были выпускниками тех самых советских школ.
Сомнения по поводу эффективности таких мер подтверждаются хотя бы недавними случаями, когда представители Таджикистана без стеснения обвиняли Россию в лжи. Например, когда в 2024 году экс-секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев выслушал претензии от таджикского МИД по поводу вербовочной деятельности украинского посольства в Душанбе. Дипломаты тогда отрицали все обвинения российской стороны. Однако, когда факты были подтверждены, в министерстве заявили, что "преступник не имеет национальности".