Названа причина, по которой Европа увеличивает закупки российского газа

Что касается объемов импорта российского трубопроводного газа за семь месяцев 2024 года, они уменьшились на 24% (до 3,95 млрд евро) по сравнению с показателем за аналогичный период 2023-го.

Фото: Stefan Sauer/dpa/Global Look Press

Что касается объемов импорта российского трубопроводного газа за семь месяцев 2024 года, они уменьшились на 24% (до 3,95 млрд евро) по сравнению с показателем за аналогичный период 2023-го. При этом, что важно, Евросоюз сократил закупки и у других поставщиков — на 45%, до 17,3 млрд евро. В итоге доля РФ в европейском импорте магистрального газа выросла почти до 19% с примерно 14% годом ранее. Напомним, основной спад в поставках пришелся на весну 2022 года, когда «Газпром» сократил или полностью прекратил их в Болгарию, Польшу, Финляндию, Нидерланды, Германию и Данию, ссылаясь на невыполнение указа президента РФ об оплате в рублях или на другие технические причины. К осени остановилась прокачка по основному маршруту - «Северному потоку», а также по белорусскому балансирующему «Ямал-Европа». Ощутимо снизился транзит через Украину.

Но в целом торговля продолжилась, пусть и не в прежних масштабах. Если говорить об СПГ, в минувшем июле импорт в месячном и годовом выражении увеличился примерно на 13,5%, причем Испания нарастила закупки в 2,3 раза, до 240,8 млн евро, а Нидерланды — на четверть, до 57,2 млн евро. За первые семь месяцев года ЕС приобрел российского СПГ на 4 млрд евро против 5,5 млрд годом ранее. Но, опять же, его доля в общем объеме поставок в ЕС выросла до 18,6% с 13,3% и-за сокращения импорта из других источников, прежде всего из Соединенных Штатов.

«Июльский «бум» во многом связан с опасениями ряда стран ЕС по поводу вероятного отказа украинской стороны перезаключать новый контракт на транзит российского газа в ЕС, - говорит руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. - Поэтому европейцы стремятся заполнить свои подземные хранилища газа (ПХГ) «под завязку» - на сегодняшний день это уже более 92%. Российский газ, который ниже по цене, поступает на континент не только через ГТС «Суджа»: на полную мощность работает и «Турецкий поток», оттуда газ частично распределяется по турецкому рынку, а частично — уходит в ЕС. Фактически происходит его перепродажа».

В течение оставшихся месяцев 2024 года накопленные сырьевые запасы помогут европейцам относительно комфортно пережить зиму и не переплачивать за невыгодные спотовые контракты, которые предлагают партнеры из региона Ближнего Востока и США. По словам Шнейдермана, европейский рынок для поставщиков СПГ уже не кажется привлекательным — в странах Юго-Восточной Азии за те же объемы можно выручить больше.

«Всё, что не запрещено, то разрешено компаниям, - рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Период негативных эмоций, неприятия, отрицания самой возможности торговать с Россией закончился еще в 2022 году. Поначалу все просто боялись что-либо покупать у нас, несмотря на отсутствие формальных препятствий. С тех пор эмоции улеглись, и сейчас европейцы видит, что покупать сырье у России можно — и трубопроводный газ, и СПГ, и что запрет касается только перевалки в портах ЕС. Они четко выполняют текущие санкционные предписания, то есть, нет никаких нарушений, попыток как-то проскочить. Давление на европейские компании тоже сошло на нет. Как только, допустим, будет введено эмбарго на импорт российского СПГ, или проект «Ямал-СПГ» окажется в жестких санкционных списках США (как это произошло с «Арктик СПГ-2»), поставки в Европу тотчас прекратятся».

По словам Юшкова, специфика ситуации еще и в том, что ряд европейских стран покупает газ российского происхождения через посредников — турецких, греческих, сербских трейдеров. Что, разумеется, обходится им дороже. Самый яркий пример — Болгария, которая изначально отказалась переходить на рублевую систему расчетов с «Газпромом». Или, например, увеличенные поставок в Италию достигнуто за счет того, что газ проходит транзитом через Украину и далее - через газовый хаб Баумгартен в Австрии, где меняет право собственности.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия