Кончилась эпоха мартини с апельсиновым соком: чем россияне заменили вермуты

Кто не жил в России в 1990-х и нулевых, тот не знает флёра романтичности и гламура, который окружал бутылки с итальянским вермутом.

Фото: unsplash.com

Кто не жил в России в 1990-х и нулевых, тот не знает флёра романтичности и гламура, который окружал бутылки с итальянским вермутом. Не зря мартини и чинзано стали именами нарицательными (кто-то, впрочем, ласково называл напиток «мартышкой»). Их смешивали с тоником или соком, с водкой или шампанским, пили неразбавленными — и иногда даже считали неким символом красивой жизни. А вот теперь, кажется, о них слегка позабыли: натуральные продажи просели на 25,5% по сравнению с осенью прошлого года, а в деньгах — на 11,7%.

— Статистике стоит доверять с определенными оговорками, среди прочего потому, что ее предоставляет конкретная компания-дистрибьютор. Реальное положение дел может несколько отличаться, я больше склонен доверять данным ЕГАИС. На такое драматичное падение продаж скорее всего повлиял целый комплекс факторов. Фактор сезонности: вермут — напиток прежде всего коктейльный, летний. Так что снижения спроса обусловлено сезоном, — отметил в беседе с корреспондентом «МК» эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин. — Следующий нюанс: лояльные потребители. Не секрет, что мартини был культовым напитком для определенного поколения, в 2000-х годах без него не обходилась фактически ни одна вечеринка. Однако времена меняются, и мода на напитки тоже — сейчас, например, универсальным напитком «для девушек» стал апероль-спритц, а не мартини с тоником или апельсиновым соком, как это было 15-20 лет назад. Такая миграция потребителя вполне естественна. Кроме того, нельзя забывать про чувствительность к цене. Итальянские вермуты попросту подорожали: может быть, потребители готовы были покупать их за определенную цену, а дороже – уже нет. Они стали искать альтернативы в других категориях.

По словам эксперта, сегодняшние женщины – бывшие основные потребительницы вермутов, — также могли переключиться, например, на игристые и белые вина. Вермут сохраняет спрос лояльных любителей. При этом российские производители сейчас активно делают вермуты, но достичь того уровня популярности, который был у итальянских оригиналов в прошлом десятилетии, все-таки не могут. Интересно, что на российском рынке при этом была представлена только определенная категория вермутов — белый, красный и сухой, — в то время как в Италии ассортимент в барах и магазинах гораздо шире, и там есть варианты, о которых в России мало кто слышал.

Вермут — напиток весьма специфический, и в нашей стране действительно не так уж много потребителей, которые хорошо понимают, что это такое. Большинство просто знает, что существует какой-то мартини, что его нужно смешать с соком и будет вкусно — ну, по крайней мере, девочкам обычно нравится. Итак, вермут — это крепленое вино, настоянное на травах и специях. Вермут может быть сухим или сладким, белым или красным. Среднее содержание спирта — 22 градуса, то есть нечто среднее между вином и крепким алкоголем. Именно поэтому вермут редко подают в чистом виде — как минимум со льдом, а чаще в составе коктейлей: например, вермут с просекко, он же «мартини рояль», ничем не уступает миксу из кампари с просекко или упомянутому апероль-спритцу. Просто сегодня он стал чуть менее модным.

В данном случае грешить на санкции не стоит: они повлияли на цены, но не на ассортимент. Хорошо знакомые каждому фирменные бутылки итальянского вермута преспокойно стоят почти в любом магазине, где есть алкогольный отдел — белый, красный, экстра-драй, а иногда еще и розовый. Самым известным брендом, кстати, ассортимент не ограничивается, и более дешевых аналогов на прилавках тоже хватает. Так что проблема вовсе не в недоступности.  

Что же касается возможности импортозаместить вермут, то тут все не так плохо — вернее, нет никаких препятствий. Виноград в России растет, вино делают. Травы и другие добавки в состав вермута могут входить практически любые. Наиболее известные и популярные —можжевельник, душица, лаванда, роза, имбирь, шалфей, цедра цитрусовых, душистый перец, мускатный орех. Именно сочетание конкретных трав создает уникальность того или иного вермута, поэтому у современных российских производителей сегодня есть все шансы для того, чтобы использовать дары природы и создавать собственные вермуты с ароматом русского поля, уверен эксперт.

— Я думаю, что российские производители нащупают этот путь: категория развивается, технологи и маркетологи работают. Есть все возможности для того, чтобы делать напитки на ягодах и травах, и эта категория сейчас популярна. Локальные травы и ягоды очень хорошо подходят для алкоголя с небольшой крепостью, так что вермуты «а-ля рус» вполне могут у нас появиться, — отметил Брагин.  

Источник: Московский комсомолец

Полная версия