"Это не блеф". Ключевой газовый донор Европы сделал предостережение

Потеря поставок СПГ из Катара грозит Европе энергетическим коллапсом

© AP Photo / Lukasz Szelemej, file
Судно, доставляющее сжиженный природный газ из Катара в Польшу

МОСКВА, 26 дек — РИА Новости, Наталья Дембинская. ЕС закупает рекордные объемы российского сжиженного газа, страхуясь от возможного дефицита и скачков цен.

Рынок ждет окончания украинского транзита, однако на горизонте новая угроза: Катар, один из крупнейших СПГ-поставщиков, пригрозил прекратить экспорт из-за санкций, задуманных Брюсселем. Насколько серьезно настроены в Дохе и чем рискует Европа — в материале РИА Новости.

"Это невозможно"Катар пойдет на такой шаг, если ЕС введет штрафы в отношении госкомпании QatarEnergy по Директиве о комплексной проверке корпоративной устойчивости, заявил Financial Times (FT) министр энергетики эмирата Саад аль-Кааби.Речь о новом европейском законодательстве, предусматривающем наказание за несоблюдение, в частности, требований по сокращению выбросов углерода.

Директива обязует выявлять и устранять ущерб правам человека и окружающей среде, возникающий в результате деятельности работающих в ЕС крупных компаний, их дочерних структур и партнеров. Документ утвержден в рамках комплексной программы достижения нулевого уровня выбросов в атмосферу к 2050-му.

Эти правовые нормы должны включить в законодательство ЕС к июлю 2026-го и применять с 2027-го. За нарушение — санкции.

Как уточняет Financial Times, штраф — до пяти процентов годового оборота компаний."Я не допущу, чтобы нас наказывали.

Я прекращу поставки газа в Европу, и это не блеф. Пять процентов от выручки QatarEnergy — это деньги государства Катар, народные деньги.

Мы не можем позволить себе их потерять", — подчеркнул аль-Кааби.И пояснил: требования ЕС невыполнимы: в глобальной цепочке поставок QatarEnergy участвует почти 100 тысяч компаний и "нет ни финансовых, ни человеческих ресурсов, чтобы провести аудит каждой".

Что же касается нулевых выбросов, достичь этого, по его мнению, с учетом объема производства невозможно. Директива затронет весь катарский экспорт в Европу, включая удобрения и нефтехимическую продукцию.

"Не выглядит реальным"В прошлом году ЕС приобрел у Катара 15,5 миллиарда кубометров СПГ, это 5,3% общего импорта. Доха в списке поставщиков — на шестом месте.

В первой тройке — Норвегия, США и Россия.В первом полугодии 2024-го, по данным Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA), на Катар пришлось 10% газового импорта ЕС (четвертое место).

Лидируют США (48%), Россия (16), Алжир (11).По мнению наблюдателей, пока прекращение сотрудничества Катара с ЕС маловероятно, так как экономически нецелесообразно.

Доха расширяет долю на рынке ЕС, у QatarEnergy есть долгосрочные соглашения с Германией, Францией, Италией и Нидерландами.Европе же, находящейся и без того в стесненных обстоятельствах (вот-вот прекратится транзит через Украину), ссориться с Катаром и подавно не с руки.

"Потенциальная потеря российского трубопроводного газа вследствие непродления транзитного соглашения — это для ЕС, ориентировочно, дефицит в 15 миллиардов кубометров за год. Отказ от торговли с Дохой — еще столько же.

Это уже грозит энергетическим коллапсом. Добрать газ "из трубы" нет технической возможности: норвежцы и алжирцы эксплуатируют газопроводные мощности по максимуму.

Остается американский СПГ, а по нему сохраняется высокая степень неопределенности", — поясняет Павел Марышев, член экспертного совета при Российском газовом обществе.Неясные перспективыЭксперты не исключают, что опасения разрыва с Катаром приведут к скачку европейских цен на СПГ на 30-35%.

Правда, ненадолго — в подземных хранилищах запасов топлива хватает. Тем не менее Старому Свету придется увеличивать закупки у США, Австралии, России и Малайзии, указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

Возлагать особые надежды на ключевого СПГ-поставщика рискованно. С одной стороны, Вашингтон уже занимается шантажом.

Трамп предупредил, что ЕС должен взять на себя обязательство приобретать большие объемы американских нефти и газа, в противном случае произойдет повышение торговых пошлин.С другой — никаких гарантий нет.

Как только газ в Азии дорожает, американский СПГ сразу же перенаправляется туда.Политика новой администрации Белого дома в отношении экспорта СПГ до конца не ясна: Трамп всегда может передумать, уточняет Марышев.

"Почему все наоборот?"В результате получить как можно больше газа стремятся от главного "врага": закупки СПГ из России на максимуме.В 2023-м ЕС приобрел 12,7 миллиарда кубометров — это почти половина СПГ-экспорта Москвы.

По данным Kpler, за 11 месяцев 2024-го — 16,5 миллиона тонн (за тот же период прошлого года — 15,18).Предыдущий рекорд был в 2022-м (15,21 миллиона тонн).

Тогда же Евросоюз поставил перед собой задачу: к 2027-му полностью прекратить закупки всего ископаемого топлива из России. Но объемы пока только растут.

"Удивительная картина, — цитирует FT экспертов Института экономики энергетики и финансового анализа. — Вместо того чтобы постепенно сокращать импорт российского СПГ, мы его наращиваем.

Вот уж явный признак того, что "паникующая" Европа никак не отвыкнет от дешевых энергоносителей", — отмечают в IEEFA.СПГ с терминала Ямал "значительно дешевле, чем из США", подчеркивают в Rystad Energy.

Экспертов все это не удивляет. Диверсификация поставок в Европу находится на критическом с точки зрения риск-менеджмента уровне.

Это отражается в несоответствии декларируемых целей реальным шагам, подчеркивает Марышев. Так же и с импортом СПГ: в ЕС до сих пор нет четкого понимания, как выстраивать устойчивую энергетику без России.

Источник: РИА новости

Полная версия