Сегодня сорок процентов граждан покупают товары только по низкой цене или по скидкам, а еще около тридцати процентов смотрят на цены и ищут, на чем можно сэкономить, рассказала "Российской газете" профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. От цены на продукты зависит 70 процентов населения. Поэтому социально-значимые продукты всегда находились в поле зрения государства, говорит она.
Эксперт пояснила, что цена на продукты, как правило, растет по двум основным причинам: она зависит от урожая и цен на горюче-смазочные материалы.
При этом супермаркетам, которые работают как дискаунтеры, не выгодно просто так повышать цены, поскольку они могут потерять постоянных клиентов. Это люди, которые приходят в магазин регулярно. Но из-за тех же логистических издержек, связанных с повышением цен на топливо, это может стать необходимостью, считает Комиссарова.
Она напомнила, что за необоснованное повышение цен на социально-значимые продукты магазины штрафуют. Но допустила, что в ряде случаев дискаунтерам могут помочь удерживать цены с помощью дотаций от государства.
Между тем, в Союзе защиты прав потребителей обратили внимание, что в заявлении ФАС нет даже намёка, что сетям в результате такой проверки стоит ожидать претензий в части нарушения антимонопольных норм.
По сути, речь идёт о мониторинге ФАС ценообразования в очень болезненной для большинства потребителей, а значит и для власти, сфере продтоваров, говорит председатель организации Петр Шелищ.
Он подчеркнул, что "антимонопольщики" обязаны владеть такой информацией, ведь именно с них спрашивают правительство и президент, когда быстро растут цены на продукты массового спроса.
"И ФАС, на мой взгляд, имея горький опыт ограничения отпускных и розничных цен на сахар и растительное масло несколько лет назад, заняла очень разумную позицию, добившись от федеральных торговых сетей минимальной торговой наценки на социально значимые продукты "первого ряда", то есть - самые дешёвые, поддержав тем самым покупательную способность бедной части населения", - пояснил он.
По мнению эксперта, служба просто продолжит следить за ценами, а, учитывая высокий уровень конкуренции между сетями, не станет вмешиваться в их ценовую политику за исключением случаев, когда конкретная сеть занимает где-то доминирующее положение на рынке соответствующего дорожающего продукта.
"Такой мониторинг может быть полезен, поскольку продемонстрирует, что рентабельность, как правило, ниже у тех магазинов, которые часто завышают цены. Но нужно также понимать и то, что объективными причинами роста цен становится увеличение издержек поставщиков из-за удорожания сырья, упаковки, оборудования, логистики и труда работников" - заключил Шелищ.
Товары и цены