Число просрочек по автокредитам растет. С чем это связано и поможет ли ужесточение мер решить проблему

Все больше граждан не справляются с обслуживанием задолженности по автокредитам. Число заемщиков с просрочкой сроком до 90 дней достигло 31,4 тыс. человек по итогам сентября, рассказали "Российской газете" в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). И этот сегмент активно растет в последний год: Банк России, в свою очередь, предлагает ужесточить меры, что может привести к большим отказам в выдаче.

Егор Алеев/ТАСС

Число просрочек стало максимальным с осени 2022 года, отмечают в кредитном бюро. "С учетом быстрого роста числа выданных автокредитов увеличение просроченных ссуд вполне закономерно", - объяснил "Российской газете" Михаил Полухин, директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА. По его словам, лучше ориентироваться на долю проблемной задолженности в общих портфелях. Она поднялась в этом сегменте с 1,12% до 1,45% за полгода. И число "проблемных" заемщиков (с просрочкой от 30 до 89 дней) выросло с 20,5 тыс. до 31,4 тыс.

В кредитных картах, кредитах в торговых точках, ипотечном сегменте тенденция так ярко не проявляется. Но подобное есть у кредитов наличными: там число таких клиентов выросло на 70 тыс. - до 440 тыс. человек, следует из данных бюро.

"На фоне опережающего роста сегмента (автокредитования - прим. "РГ") ее увеличение пока заметно не сильно, а общий уровень просрочки выше 90 дней достаточно консервативен", - говорит эксперт. Это менее 2% всей задолженности. По мере охлаждения сегмента, которое вполне вероятно с учетом высоких кредитных ставок, сокращения платежеспособного спроса и ужесточения регуляторных мер со стороны ЦБ, мы будем наблюдать "вызревание" плохих кредитов.

"Их доля будет расти, как и доля проблемных кредитов в прочих розничных кредитных направлениях. Но в отличие от необеспеченного кредита, по автокредитам имеются залоги в виде автомобилей, стоимость которых постоянно растет", - отмечает Полухин. Такой залог снижает потенциальные риски для банка. А заемщика стимулирует своевременно платить по кредиту. "Это, в частности, позволяет надеяться, что рост проблемной задолженности в автокредитовании будет более умеренным, чем по кредитам без обеспечения", - подытожил эксперт.

В последнее время ставки по автокредитам приблизились к 25-30%. И платежи, соответственно, дороже обходятся. Но проблемных кредитов стало больше не во всех банках. "ОТП Банк не наблюдает ухудшения качества портфеля автокредитования, оно стабильное. По выдачам последних месяцев более точная информация о качестве будет позже", - рассказал "РГ" директор по развитию розничного кредитования Николай Мельниченко.

В ЦБ ранее отметили, что планируют получить право ограничить долю рискованных автокредитов в выдаче. "Что касается автокредитов, действительно, речь идет о введении макропруденциальных лимитов, которые у нас действуют в других сферах розничного кредитования", - сказала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В ЦБ позже сообщили, что рассчитывают применять новые ограничения для автокредитов с 1 апреля 2025-го. В этом году впервые для этого сегмента заработали макронадбавки (дополнительная нагрузка на капитал) для банков за выдачу автокредита заемщикам с высокой долговой нагрузкой.

В июле, как ранее отмечали в ОКБ, россияне оформили 133 тыс. автокредитов на сумму почти 200 млрд руб. Выдачи выросли более чем на 50% в сравнении с прошлым годом. И "подогревался" спрос в том числе из-за планируемого тогда повышения утилизационного сбора с 1 октября: люди брали в кредит машины, которые, как часто утверждали дилеры, будут дорожать дальше. По аналогии наблюдался "бум" кредитования и в феврале-марте. К тому же дилеры тогда предлагали скидки.

Источник: Российская газета

Полная версия