В среднем автоперевозки грузов по России подорожали на 10%. Естественно, такой рост не может не отражаться в цене товаров на прилавках магазинов. В результате разгоняется инфляция. Причем одной из причин подорожания транспортных услуг часто называется рост цен на АЗС, хотя в основном грузовой транспорт использует дизельное топливо (ДТ), а его стоимость с начала года на заправках повысилась всего на 3,4%, по данным Росстата.
Опрошенные "РГ" эксперты считают, что рост стоимости транспортных услуг автоперевозчиков весьма мало связан с топливом и, главным образом, вызван ростом спроса на этот вид доставки грузов.
Повысилась востребованность автомобильных грузоперевозок, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта в 2023 году увеличился на 34% в сравнении с уровнем 2021 года (до 383,3 млрд тонно-километров). Эта тенденция сохранилась и в нынешнем году: по итогам первых восьми месяцев 2024 года грузооборот автомобильного транспорта вырос на 7,4%.
Ключевой причиной стал дефицит мощностей на сети РЖД, который вынуждает поставщиков грузов использовать автомобильный транспорт. Одним из индикаторов является рост оборота вагона, то есть продолжительности одного цикла работы: если в первой половине 2023 года оборот вагона составлял 18,2 суток, то в первой половине 2024 года - 20,1 суток. Все это приводит к росту спроса на услуги транспортных компаний, которые теперь могут диктовать цены потребителям.
Схожее мнение у эксперта по энергетике Кирилла Родионова, который уточняет, что большее предпочтение наземному автомобильному транспорту отдается, поскольку он может обеспечить предсказуемость срока в доставке. Поэтому и как следствие в условиях роста перевозок наземным грузовым транспортом у разных компаний появляется соблазн повышать ставки для клиентов. Справится с этой проблемой может только федеральная антимонопольная служба (ФАС), считает эксперт.
Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев замечает, что большая часть транспортных компаний приобретает топливо на заправках, причем по картам, которые предоставляют еще и дополнительные скидки до 10% от суммы покупки. Поэтому о серьезном росте цен на топливо для грузового транспорта в этом году говорить не приходится. Проблема, скорее всего есть в подорожании самих машин, автозапчастей, в росте утилизационных сборов, считает эксперт.
Кроме того, повышение спроса на автоперевозки грузов обнаружило нехватку водителей грузового транспорта. Спрос на них вырос на 58%, по данным "РЖД-Партнер" и ассоциации "АвтоГрузЭкс", а зарплаты в этой сфере - на 50%. До 10% автопарков перевозчиков испытывают нехватку водителей. Причем в сегменте внутригородских перевозок, то есть тех, что доставляют товары непосредственно в торговые точки, дефицит водителей достиг 15%.
Цена товара на полке магазина формируется: из себестоимости его производства, стоимости хранения, прибыли производителя, торговых издержек (оптовая торговля) и прибыли продавца, доставки на склады и до торговой точки. По оценке Гусева, вес стоимости топлива в цене продовольственных товаров на прилавках не превышает нескольких процентов.
При этом доля затрат на логистику в результате роста стоимости грузоперевозок автотранспортом значительно больше. К примеру, ранее в "РГ" публиковались расчеты, что длительный рост цен на топливо в пределах 5% может привести к подорожанию молока на 0,5%. В случае длинной логистической цепочки - на 1-2%. А вот рост стоимости всех транспортных услуг на 30%, с учетом нескольких доставок (со склада на склад, до магазина) с легкостью может поднять цену на 5-10%.
По мнению Гусева, транспортным компаниям стоило бы задуматься о росте энергоэффективности. Например, никто не мешает перейти на метан, который 24 рубля стоит, это бы значительно сократило расходы. На сжиженных углеводородных газах (СУГ) могут работать и работают небольшие грузовые авто - Газели.
Но, как отмечает Терешкин, парк автомобилей на всех видах газомоторного топлива увеличился с 80 тыс. в 2012 году до 310 тыс. единиц в 2023 году - их роль на российском рынке остается небольшой. Например, доля автомобилей на СУГ в автопарке РФ составляет лишь 7,4%, при этом на грузовой и легкий коммерческий транспорт приходится лишь 6% из 1,5 млн автомобилей на СУГ.
Эксперт считает, что топливный фактор также еще может повлиять на транспортные расходы. Нельзя сбрасывать со счетов грядущее повышение акцизов на топливо: согласно поправкам в Налоговым кодекс, внесенным в конце сентября, акциз на дизельное топливо в 2025 году увеличится на 16% (до 12120 тыс. руб. за тонну). Это существенно выше индексации на 4-5%, характерной для топливных акцизов в последние несколько лет.
Кроме того есть прогнозы, что в 2025 году подорожание транспортных услуг продолжится. С весны следующего года планируется начало работы единого цифрового реестра перевозчиков "ГосЛог". Эксперты считают, что это позволит вывести "из тени" значительную часть "серых" перевозок, в основном осуществляемых небольшими и средними транспортными компаниями. Но из-за этого цены за их услуги поднимутся, поскольку увеличатся операционные расходы. По некоторым оценкам рост стоимости транспортных услуг может составить до 70%.