Столица южного края ждала открытия неба 3,5 года. Международный аэропорт федерального значения Краснодар, также известный как Пашковский, закрыли в феврале 2022 года в рамках временных ограничений полетов, которые ввели по соображениям безопасности. Столица Кубани тогда оказалась в списке одиннадцати аэропортов на юге и в центральной части России, попавших под ограничение.
Все это время на юге страны основная нагрузка лежала на аэропорте Сочи. Из Краснодара добираться до него почти пять часов на "Ласточке". Из-за сложной логистики за это время пострадали экономические связи, туризм и привычная жизнь многих людей. Поэтому информация о возобновлении регулярных полетов воздушных лайнеров из кубанской столицы была воспринята с огромной радостью.
Утром на город опустился сильный туман, но во время посадки первого за эти годы самолета Краснодар встретил борт ярким солнцем. Приземлившийся лайнер традиционно проследовал через водяную арку к месту стоянки. "Трудно переоценить сегодняшнее событие", - отметил губернатор края Вениамин Кондратьев.
Еще летом 2024 года в аэропорту были капитально отремонтированы дополнительная рулевая дорожка и привокзальная площадь. Привели в порядок фасады терминалов, улучшив в них навигацию, и обновили парковочную зону. Несмотря на приостановку обслуживания воздушных судов, аэропорт все это время находился в готовности к открытию, его штат был укомплектован сотрудниками, регулярно проходившими обучение и стажировки в аэропорту Сочи.
Пока авиагавань работает в ограниченном режиме - с 9 до 19 часов - и лимитировано количество взлетов-посадок в час. К слову, до 2022 года отсюда отправлялись самолеты, следующие по 56 направлениям (30 из них - международные). Эксперты считают, что аэропорт способен вернуть статус международного узла. В перспективе возможны рейсы в Турцию, ОАЭ, Таиланд, Вьетнам и Китай. Стало известно, что авиакомпания "Азимут" возобновляет международные рейсы из аэропорта Краснодара. В Стамбул, кстати, первый рейс вылетел 17 сентября. С 23 сентября возобновляются полеты в Ереван, с 27 сентября - в Анталью. Но, пожалуй, больше всего выиграют от возобновления работы аэропорта курорты российского юга. Отличной новостью для туристов назвали это событие в Российском союзе туриндустрии (РСТ). До начала СВО аэропорт был важным авиахабом как для внутреннего, так и для международного туризма. Эксперты уверены, что он поможет разгрузить железную дорогу и аэропорт Сочи, а также даст туристам из соседних регионов, в том числе Ростовской области, больше возможностей для путешествий.
"Открытие аэропорта увеличит доступность ближайших курортов, включая Анапу и Крым, - считает руководитель комитета РСТ по внутреннему туризму Сергей Толчин. - Появляется надежда, что и в Анапе будет открыт аэропорт, что чрезвычайно важно на фоне непростого для этого курорта сезона".
В 3,5 километрах от аэровокзала идет возведение нового аэровокзального комплекса. Новостройку обещают сдать в экслуатацию во второй половине 2027 года.
Пока авиагавань работает в ограниченном режиме - с 9 до 19 часов - и лимитировано количество взлетов-посадок в часК этим радужным перспективам южной авигавани ряд экспертов добавляет оптимистичный прогноз - открытие аэропорта в Краснодаре позволит до конца года привезти на наши курорты дополнительно до 500 тысяч туристов. А Крым может уже осенью на 20 процентов увеличить турпоток.
В расписании полетов краснодарской воздушной гавани уже есть рейсы нескольких авиакомпаний в разные города - Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Уфу, Казань, Новосибирск и другие города России. Запланированы и международные рейсы в Турцию, Армению, Грузию, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан. Возобновление полетов, считают эксперты, упростит логистику, позволит значительно сократить время в пути, сделает поездки по стране доступнее. Ведь ежегодно в Краснодарский край на поездах дальнего следования приезжают около 13 млн человек, теперь часть этого пассажиропотока примет на себя воздушная гавань в краевом центре.
Для жителей Краснодара сейчас заметно повысилась возможность добираться до других регионов. Фото: Геннадий Аносов/РГВсе это - несомненные плюсы. Но есть и минусы, главный из которых - высокая стоимость билетов. Так, почти сразу после того, как было объявлено об открытии аэропорта Краснодара и запуске туда первого рейса "Аэрофлота", стоимость невозвратных билетов без багажа на 17 сентября составляла от 17,3 тысячи рублей в одну сторону. Но и их быстро раскупили. За класс эконом-оптимум с багажом до 23 килограммов и ручной кладью до 10 кг нужно было отдать от 24,6 тысячи рублей. За полет бизнес-классом нужно выложить от 148 тысяч рублей. Круто, ничего не скажешь!
Открытие аэропорта позволит до конца года привезти на курорты России дополнительно до 500 тысяч туристовНо, говорят, это явление временное и связано с ажиотажем. Как стало известно, Федеральная антимонопольная служба взяла под контроль стоимость билетов на пассажирские авиарейсы в Краснодар и обратно. Мониторинг организован по 150 туристическим маршрутам и будет проводиться еженедельно. Причем речь идет только об экономклассе. Если сотрудники службы зафиксируют их подорожание, ФАС проведет анализ расходов и доходов авиакомпаний отдельно по каждому направлению.
Но цены на билеты не отпугнули первых туристов - борт из Москвы пришел практически полный. И уже ряд иностранных перевозчиков заинтересовались перелетами в Краснодар. По словам представителя Росавиации, как передает ТАСС, международные авиакомпании, в числе которых турецкая Southwind, рассматривают возможность полетов через аэропорт Краснодара.
КомментарийСергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР):
- В этом году мы не ожидаем существенного увеличения турпотока на курорты Краснодарского края и в Крым. Во-первых, потому что решение о возобновлении полетов было неожиданным. Ни туроператоры, ни бизнес не успели к этому подготовиться. У нас нет пока готовых туров или программ с прилетом в Краснодар. Во-вторых, сейчас курортный сезон уже идет на спад. Поэтому в пляжном сегменте пока роста не наблюдается.
Основные надежды связываем с 2026 годом. К следующему году подготовим программы с прилетом в Краснодар, они будут действовать как для региона Анапа - Геленджик - Новороссийск. Может быть, и Туапсе. А также для Крыма - для Феодосии и Коктебеля, куда поближе ехать. Возможно, дотянемся и до Ялты. Но эта работа требует еще какого-то времени на подготовку. Рост турпотока на юг страны за счет возобновления работы авиагавани может составить 10-15 процентов.
Подготовила Ольга Бухарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №211(9750)АвиатранспортКраснодарВ регионахРГ-ВидеоРГ-Фото