Праздничной атмосферой и румяными яблоками встречают пассажиров, улетающих 17 сентября в Москву на первом после длительного перерыва рейсе в аэропорту города Краснодара. К 9 часам в зале регистрации было уже многолюдно, а на парковке у здания аэровокзала выстроились с пару десятков автомобилей. На большинстве из них, как выяснилось, приехали журналисты, которых сегодня здесь очень много.
Постепенно прибывают и пассажиры, а также родственники встречающих рейс из Москвы. У вех приподнятое настроение и улыбки на лице. Кажется, даже сам воздух вокруг пропитан атмосферой праздника.
Через пункт досмотра проходим через зону отдыха с фонтаном и памятником императрице Екатерине, имя которой с 2019 года носит аэропорт кубанской столицы. У входа в зал регистрации пассажиров задорной песней приветствуют артисты ансамбля народной песни "Богатица" в казачьих нарядах. Первый утренний рейс в Москву выполняет лайнер, также принадлежащий компании "Аэрофлот". На нем должны вылететь 176 пассажиров.
Наблюдаем, как регистрируется молодая супружеская пара. Выясняется, что они летят в Хабаровск транзитным рейсом: сначала в Москву, а оттуда - на Дальней Восток. Супруги говорят, что очень обрадовались, узнав о возобновлении работы аэропорта Краснодара, и сразу приобрели билеты. С улыбкой принимают подарки - яблоки, завернутые в хрустящую бумагу и изготовленную в форме леденца эмблему с надписью на одной стороне "Краснодар", а на другой - "Полетели".
Действительно, это огромная радость, что, наконец, полетели! Сегодня, кстати, будет два рейса. Второй в 15:40 - уже компании "Азимут" - в Стамбул. С каждым следующим днем увеличивается число рейсов и количество компаний-перевозчиков. И это, по общему мнению, замечательно.
Напомним, столица южного края ждала возобновления авиасообщения больше 3,5 года. Международный аэропорт федерального значения "Краснодар" имени Екатерины II, также известный как "Пашковский", закрыли в феврале 2022 года в рамках временных ограничений полетов, которые ввели по соображениям безопасности. Краснодар тогда оказался в списке из 11 аэропортов на юге и в центральной части России, попавших под ограничение.
С тех пор свыше 1,7 миллиона жителей громадного мегаполиса и еще несколько миллионов человек из других населенных пунктов края были вынуждены для любого перелета часами добираться до ближайших действующих воздушных гаваней. Все надеялись, что запрет не будет долгим, однако он продлился 1295 дней. Из-за сложной логистики за это время пострадали экономические связи, туризм и привычная жизнь очень многих людей. Понятно, почему с такой радостью была воспринята информация о возобновлении регулярных полетов воздушных лайнеров из кубанской столицы.
Официально Международный аэропорт Краснодара возобновил свою работу с 11 сентября. Побывав там почти неделю назад, журналисты убедились, что оба терминала, аэродром и спецтехника находятся в полной готовности. Еще летом 2024 года здесь были капитально отремонтированы дополнительная рулевая дорожка и привокзальная площадь. Также привели в порядок фасады терминалов, улучшив в них навигацию, и обновили парковочную зону. Впрочем, несмотря на приостановление обслуживания воздушных судов, аэропорт все это время находился в готовности к открытию, его штат был укомплектован сотрудниками, регулярно проходившими обучение и стажировки в работающем аэропорту Сочи.
Примечательно, что воздушная гавань Краснодара имеет развитую инфраструктуру. В ней есть грузовой терминал, а также терминалы, предназначенные для обслуживания международных и российских рейсов. В непосредственной близости расположены несколько отелей, в которых могут переночевать пассажиры, в самом аэровокзале имеются зоны повышенной комфортности, магазины и кафе. А в 3,5 километра от него продолжается возведение нового аэровокзального комплекса с аэродромными сооружениями, которые смогут вместить 28 стоянок для всех видов воздушных судов.
Новостройку обещают сдать в эксплуатацию во второй половине 2027 года. В эксплуатацию введут терминал, перрон, аэродромные сооружения и всю сопутствующую инфраструктуру. Новый аэровокзальный комплекс станет крупнейшим транспортным проектом на юге России по масштабу и объему инвестиций. Площадь терминала увеличится почти в шесть раз - с 16 тысяч до 83 тысяч квадратных метров, а годовой пассажиропоток составит более 7,5 миллиона человек. К зданию будут примыкать восемь переходных галерей с десятью телетрапами. Важным преимуществом станет близость терминала к взлетно-посадочной полосе: пропускная способность по взлетно-посадочным операциям возрастет почти втрое - с 11 до 29 в час.
Но все это через два года. А пока встречать и провожать пассажиров будем в прежних условиях. Кстати, до 24 февраля 2022 года Краснодарский аэропорт вел работу более чем с 40 авиаперевозчиками. Отсюда отправлялись в путь самолеты, следующие по 56 направлениям (30 из них международные). Благодаря своему расположению и хорошо развитой инфраструктуре через аэропорт Краснодара проходило большое количество рейсов (в том числе чартерных) не только российских, но и международных авиакомпаний, самолеты которых летали в страны Европы, Ближнего Востока и Средней Азии.
До 2022 года Краснодар был главным хабом Юга: отсюда летали Flydubai, Air Arabia и турецкие перевозчики. Эксперты считают, что аэропорт способен вернуть статус международного узла, если иностранные авиакомпании согласятся заходить на рынок в условиях ограниченного окна работы (с 9:00 до 19:00). В перспективе возможны рейсы в Турцию, ОАЭ, Таиланд, Вьетнам и Китай. Стало известно, что авиакомпания "Азимут" возобновляет международные рейсы из аэропорта Краснодара. В Стамбул - с 17 сентября, с 23 сентября - в Ереван и с 27 сентября - в Анталью: продажа билетов по указанным направлениям была открыта на официальном сайте перевозчика еще несколько дней назад.
По мнению экспертов, выиграют и курорты российского юга. Так, по прогнозу АТОР, открытие аэропорта позволит до конца 2025 года привезти на наши курорты дополнительно до 500 тысяч туристов. А Крым может уже осенью на 20 процентов увеличить турпоток: дорога из Краснодара занимает от четырех до 5,5 часа.
Все это несомненные плюсы. Но есть и минусы, главный из которых - высокая стоимость билетов. Так, почти сразу после того, как было объявлено об открытии аэропорта Краснодара и запуске туда первого рейса "Аэрофлота", стоимость невозвратных билетов без багажа на 17 сентября составляла от 17,3 тысячи рублей. Но их быстро раскупили. Цена билетов в классе эконом оптимум с багажом до 23 килограммов ручной кладью до 10 кг начинается от 24,6 тысячи рублей. А стоимость билета в классе эконом максимум (два багажа до 23 кг и одна ручная кладь) составляет от 32,6 тысячи рублей. И, наконец, цена билета бизнес начинается от 148,009 тысячи рублей. Круто, ничего не скажешь!
А ведь еще четыре года перелет из Краснодара в Москву обходился в 5-7 тысяч рублей. Сегодняшние цены наверняка многим будут не по карману. Но, говорят, это явление временное. Как стало известно, Федеральная антимонопольная служба России взяла под контроль стоимость билетов на пассажирские авиарейсы в Краснодар и обратно. Мониторинг организован по 150 туристическим маршрутам и будет проводиться еженедельно. Причем речь идет только о стоимости авиабилетов в экономклассе. Если сотрудники службы зафиксируют их подорожание, ФАС проведет анализ расходов и доходов авиакомпаний отдельно по каждому направлению.
"В случае выявления признаков злоупотребления авиаперевозчиками доминирующим положением, в том числе необоснованного роста цен, служба примет меры реагирования", - рассказали в ФАС.
Остается надеяться, что цены в ближайшее время стабилизируются. Ну а сам факт возобновления работы аэропорта - событие, безусловно, замечательное. Говорят, что его сотрудники приготовили для первых пассажиров ряд сюрпризов, о которых пока не распространяются. Но уже известно, что прибывающий самолет из Москвы встретит традиционная водная арка. Так же в середине июля встречали в аэропорту Геленджика прилетевший из столицы лайнер. Сейчас воздушная гавань Геленджика работает в стабильном режиме. В Краснодаре рассчитывают на возвращение большинства прежних перевозчиков.
АвиатранспортКраснодарский крайВ регионах