В России курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными факторами — через баланс спроса и предложения, который формируется за счет операций по товарам, услугам, трансфертам и финансовым операциям. Поскольку Банк России практически не проводит собственных валютных или рублевых интервенций на этом рынке, можно говорить о режиме плавающего валютного курса. При этом такой режим не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведение в определенных объемах и в ограниченный период времени возможен в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.
Текущее ослабление курса рубля к доллару более чем на 12% с начала июня многие эксперты связывают с тем, что импорт восстанавливается быстрее экспорта. Это имеет отношение к сокращению профицита торгового баланса либо к снижению стоимости экспорта товаров. Впрочем, корректнее было бы говорить о зависимости валютного курса от динамики котировок на мировых товарных рынках — в первую очередь цен на энергетические товары, а также металлы и пшеницу. Это подтверждается простой эконометрикой — корреляция курса с торговым балансом или экспортом на разных временных интервалах практически ничтожна, а вот с нефтяными котировками на месячных или дневных рядах может быть весьма существенной. При этом в июле каких-либо резких колебаний на рынке товаров не было. Сводные товарные индексы изменились незначительно: выросли цены на нефть и пшеницу, снизились цены на газ и уголь, подешевели цветные металлы. Но и конъюнктура на товарных рынках не полностью объясняет всю ситуацию на валютном рынке.
Следует учесть еще одну особенность текущей ситуации на валютном рынке. Валютная структура внешнеторговых платежей значительно изменилась — доля рубля и мягких валют в них растет, а доля доллара и евро, наоборот, снижается. Так, например, согласно данным Банка России, доля рубля и юаня в мае текущего года достигла 64% в экспорте и превысила 61% в импорте, а доля "токсичных" валют (доллара и евро) сократилась до 32% и 34% соответственно. В июне объем торгов в паре юань — рубль на Мосбирже превысил объем торгов доллар — рубль, а 6 июля этот разрыв и вовсе стал двукратным. "Дедолларизация" внешнеторговых контрактов приводит к росту валютных колебаний, потому что на мировом рынке волатильность твердых валют значительно ниже, чем мягких.
В заключение хотелось бы отметить действия денежных властей — Центрального банка РФ — и устойчивость платежного баланса России в условиях беспрецедентных западных санкций. Несмотря на резко возросшую волатильность рубля, внутренний валютный рынок и внешняя торговля постепенно адаптируются к новым условиям. Пусть и ценой более слабого рубля.