По словам Збойкова, весь рынок сырых алмазов составляет примерно 12 млрд долл. Россия поставляла камней на 4 млрд долл. Но если смотреть на межгосударственный товарный оборот этих же самых алмазов, то их цена составляет уже 60 млрд долл. "Один и тот же камень постоянно перепродается между посредниками. По сути, такая высокая маржа получается за счет того, что алмаз двигается от одной страны к другой", - пояснил он.
Западные компании, занимающиеся оборотом камней, могут потерять 20 млрд долларов, если Россию вытолкнуть с рынка, добавил он.
"В любом случае они эти деньги уже потеряли, потому что Россия будет заниматься продажами через других посредников. Глупые решения западных чиновников привели к тому, что они наказали своих собственных бизнесменов", - отметил Збойков.
Санкции против России, естественно, вводятся с целью вытеснить крупного игрока с рынка, считает эксперт консультационного центра "ДРАГМЕТКОНСАЛТ" Владимир Порошин.
Первые пакеты санкций ощутимых результатов не дали. Стали придумывать новые пакеты, которые раз от раза становились все слабее. Про алмазы говорили давно, но все не решались включать их в санкции.
Проблемы добытчиков связаны не столько с санкциями, сколько с низкими мировыми ценами на алмазы и с глобальными проблемами рынка в целом из-за все большей популяризации искусственных алмазов.
"Алроса" хорошо подготовилась к тем кризисным явлениям, которые наблюдаются на мировом алмазном рынке и в этом году. Предприятие создало финансовую "подушку безопасности", все ключевые показатели выполняются в полном объеме. Запасы разведанных месторождений (более 1 млрд каратов алмазов) позволяют вести добычу в течение минимум 30 лет", - добавил эксперт.
По его словам, антироссийские санкции в отношении алмазов стали усиливаться, с 1 марта 2024 года вступил в силу запрет на поставки в западные страны российских алмазов, обработанных в третьих странах, согласно которому наши алмазы от 1 карата, обработанные в третьих странах, перестали поступать на рынки стран ЕC и G7.
С одной стороны, может показаться, что этот запрет окажет крайне негативное влияние на бизнес "Алросы", т.к. сейчас основной поток российских камней отправляется в Индию на огранку, а уже оттуда поставляется в западные страны.
С другой - совершенно неясно, как будет обеспечиваться контроль за происхождением сырья. Полноценный механизм отслеживания алмазов, которые от производителя до конечного потребителя меняют десятки владельцев в разных юрисдикциях, сейчас отсутствует. А значит, реальный эффект от санкций пока будет весьма ограниченным.
"Учитывая мощное положение "Алросы" на мировой арене (1/3 от всей добычи алмазов в мире), можно предположить, что отказаться от такого крупного поставщика будет крайне сложно, о чем и говорят другие игроки на рынке алмазов", - пояснил Порошин.
По мнению эксперта, если механизм отслеживания когда-то будет реализован, то это приведет к росту доли "серого рынка" (как сейчас происходит с нефтью), а цены на алмазы могут стать заоблачными, особенно на фоне общего снижения их добычи в мире и удорожания издержек посредников. Все удорожание в конечном счете будет переложено на покупателей.
И наконец, у "Алросы" есть поддержка со стороны государства. Минфин планирует закупить камней и драгметаллов на сумму около 52 млрд руб. в 2024 году. Также отличный ход от правительства - запустить биржевой индекс инвестбриллиантов, добавил Порошин.
"И это подтверждается открытыми данными: главный конкурент "Алросы" увеличил продажи алмазов во втором бизнес-цикле текущего года (с 31 января по 12 марта) на 15% по сравнению с предыдущим циклом до 430 млн долл.", - рассказал Михаил Гордиенко, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Вместе с тем санкции могут привести к дестабилизации всего рынка алмазов, что негативно отразится на всех игроках, включая De Beers. В целом же санкции, принятые против российских алмазов, -комплексная проблема, включающая в себя и геополитический, и экономический компонент (развитие собственной алмазной отрасли в ЕС). В этом году алмазы будут сертифицировать в Антверпене. Принятое решение уже привело к задержкам импорта драгоценных камней, с которыми столкнулись более 100 компаний алмазной отрасли Антверпена.
Российская газета - Федеральный выпуск: №59(9301)