В Россию пришло рекордное за четыре года число иностранных брендов

С начала нынешнего года в Россию пришло 16 иностранных брендов. Это больше, чем за весь 2022 год, на 46%, отмечают эксперты NF Group. В прошлом году в страну пришли лишь 11 брендов. Нынешний показатель также больше, чем в 2021 году (15 брендов) и в 2020 году (13 торговых операторов). Однако заметно меньше, чем в допандемийном 2019 году, когда в Россию пришли 26 брендов.

Отсутствие острой конкуренции со стороны крупных западных ретейлеров открыло перед новыми игроками широкие возможности. / РИА Новости

За третий квартал в нашу страну пришли три иностранных игрока - магазины одежды Ayal из Киргизии и Comintern из Беларуси, а также турецкий ретейлер, реализующий товары для дома - Kelebek.

В целом с начала года большая часть ретейлеров, пришедших в Россию (56%),представлена турецкими компаниями. Они работают в ценовом сегменте "средний" и "выше среднего" и занимаются продажами одежда и обуви, а также и товаров для дома. Примерно 20% новых брендов представлены ретейлерами из Беларуси, оставшаяся часть приходится на игроков из Эстонии (профиль - нижнее белье), Южной Кореи (одежда), Австралии (спортивная одежда) и Киргизии.

В 2022 году восточные компании впервые активно начали входить на российский рынок, отмечают аналитики. Отсутствие острой конкуренции со стороны крупных западных ретейлеров открыло перед новыми игроками широкие возможности: они занимали топовые локации и успешно привлекали свою целевую аудиторию. При этом год назад ассортимент товаров был более разнообразен - помимо одежды, обуви и товаров для дома тогда появились иностранные компании, которые занимались парфюмерией и косметиков, аксессуарами, общественным питанием.

На 2023 год пришлись как массовые переоткрытия западных сетей под новыми именами, развитие российских брендов и увеличение форматов в российских торговых центрах, так и активный приход новых иностранных брендов, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. "Безусловно все эти события радуют торговые центры, хотя, надо отметить, что новые бренды пока заходят небольшими шагами - поэтому эффект от их прихода на рынок мы увидим не раньше следующего года, когда пойдёт масштабная экспансия в том числе и в регионы". Несмотря на ожидание участников рынка, по его мнению, вряд ли даже после этой экспансии посещаемость торговых центров и спрос посетителей классических розничных магазинов вернётся на уровень 2019 года и раньше. Хотя, безусловно, это окажет сильное воздействие и на снижение вакансии в торговых центрах, и на рост посещаемости. "Однако, помимо этого, торговым центрам необходимо искать новые возможности для трансформации и привлечения покупателей: через усиление развлекательной составляющей, концепций общепита, общественных пространств - не исключено что в этом нам помогут также иностранные игроки", - говорит Люлин.

По показателям Mall Index компании "Focus", количество посетителей на единицу площади торговых центров (ТЦ) в этом году в городах с от 250 тысяч до 1 млн человек примерно то же, что и год назад. По сравнению с 2019 годом число посетителей сейчас меньше на 20-21%.

Рынок реагирует на снижение популярности ТЦ уменьшением числа строящихся торговых объектов. Так, ввод торговых центров в Москве в нынешнем году стал минимальным с 2013 года, подсчитали в IBC Real Estate. В этом году было запущено 52 тысячи кв.м качественных торговых площадей. Это на 32% меньше, чем за три квартала 2022 года. В целом за год, по прогнозам компании, отставание от прошлого года будет в 11%.

Снижение количества выходов иностранных сетей в Россию началось в пандемию. Тогда, отмечали аналитики, многие компании корректировали свои планы - как из-за сложностей в экономике в целом, так и из-за бурного рывка онлайн-торговли.

В прошлом году с российского рынка начали уходить иностранные бренды. Сейчас, как рассказывали недавно эксперты IBC Real Estate, по итогам трех кварталов в ТЦ Москвы доля приостановок работы магазинов составляет лишь 2,4% против 11,7% годом ранее. На смену ушедшим ритейлерам пришли новые бренды, которые купили бизнес ушедших, развивающиеся российские бренды, а также новые бренды из дружественных стран. На рынке наблюдается три стратегии знаковых "возвращений" на российский рынок, отмечают эксперты. Часть ушедших магазинов наполнилась новым ассортиментом товаров. Часть - продает те же вещи, но с другими бирками (как правило, их изготавливают на тех же фабриках, однако были изменены способы доставки). Еще часть - представила нечто похожее на то, что было, как по концепции ассортимента, так и иногда даже со сходным логотипом, хотя прежний и новый бренд никак не связаны.

Российская газета - Федеральный выпуск: №226(9171)
Источник: Российская газета

Полная версия