По этой причине совсем избежать колебаний биржевых котировок не удастся. Ведь как бы ни регулировались государством розничные цены, АЗС закупают топливо на оптовом рынке, а значит, тоже зависят от мировой конъюнктуры, пусть и в меньшей степени.
У правительства есть весомый аргумент, чтобы не допустить резкого и сильного роста цен как в опте, так и в рознице, и при этом не регулировать рынок вручную. Речь идет о повышении нормативов продаж топлива на бирже. Последний раз нормативы были изменены в октябре прошлого года, доля продажи бензина была увеличена с 13 до 15%, а ДТ - с 9,5 до 12,5%. Нормативы определяются от объемов производства нефтепродуктов и обязательны для крупных нефтяных компаний.
Оптовые и розничные цены на бензин и дизельное топливо сейчас стабильны, но об их снижении пока речи не идетВ пресс-службе ФАС "РГ" сообщили, что вопрос изменения нормативов продаж на бирже обсуждался в феврале в правительстве РФ. Служба считает, что увеличение нормативов создает дополнительный баланс спроса и предложения, обеспечивает стабильность и предсказуемость формирования рыночных ценовых индикаторов. Кроме того, в ближайшее время могут быть утверждены механизмы реализации нефтепродуктов на срочном рынке. Это позволит компаниям и потребителям обеспечить стабильный сбыт и закупку необходимого объема топлива с поставкой на определенный месяц: стороны заключают контракт, по которому в определенный срок одна из них должна приобрести товар, а вторая - продать.
В минэнерго подчеркнули, что сейчас на бирже реализуется достаточно бензина и дизельного топлива. При необходимости нормативы минимальных продаж могут быть увеличены, уточнили в ведомстве.
Эксперты считают, что нормативы нужно увеличивать. "Ежегодно нормативы биржевых продаж у нас изменяются на 1-3%, также будет и в этом году", - говорит заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.
Каждый лишний процент топлива на бирже - это дополнительное стимулирование и успокоение рынка. Поэтому нужно допустить к торгам мелкооптовый сегмент, именно их отсутствие на бирже создает все дисбалансы, которые мы видим на рынке. Как только крупные компании уменьшают предложение в мелком опте, спрос на бирже кратно вырастает, а вслед за ним цены, считает эксперт.
Также, по его мнению, нужно задуматься о внедрении форвардных поставок (срочный контракт о поставке товара в будущем на заранее оговоренных условиях). Многие контракты с покупателями на Дальнем Востоке с большой отсрочкой исполнения уже таковые.
Схожая точка зрения у аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, который отмечает, что с последнего повышения нормативов в октябре прошлого года стоимость топлива на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (СПбМТСб) выросла примерно на 5-7%, в зависимости от марки и региона поставки. В случае дальнейшего роста оптовых цен правительство может обсудить увеличение нормативов продаж. Но мера работает только в сочетании с демпферными выплатами нефтяникам (компенсация из бюджета компаниям за поставки топлива на рынок по ценам ниже экспортных) и ограничивает рост оптовых цен на топливо на бирже. Однако не спасает от спекулятивной торговли и разгона цен от торговли алгоритмами (роботами), поэтому они медленно, но все же растут. Для насыщения внутреннего рынка достаточно поднять норматив для продажи бензина и ДТ до 20-25%, считает Чернов.
Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, повышение биржевых нормативов позволит стабилизировать российский топливный рынок. Одной из его ключевых проблем является низкая конкуренция в производстве топлива. У нас де-факто рынок производителя, а не рынок покупателя. Производитель топлива может диктовать потребителю цену. Решить эту проблему можно, подняв нормативы для бензина до 50%, а для ДТ - до 33%. Норматив для ДТ ниже, поскольку большие его объемы уходят на экспорт, поясняет эксперт. "Это позволит остановить биржевые цены, а возможно, и снизить их. Закупка топлива станет проще и дешевле для независимых АЗС, а также трейдеров, которые, к примеру, продают топливо компаниям агропромышленного комплекса", - уточняет Родионов.
Эксперты сходятся во мнении, что рост нормативов продаж топлива на бирже не выгоден крупным нефтедобывающим компаниям, которые имеют свои нефтеперерабатывающие мощности и сети АЗС. Они часто работают по прямым контрактам, минуя биржу, что в том числе позволяет им удерживать цены на топливо на высоком уровне. При этом Родионов считает, что в качестве компромисса с нефтяниками правительство могло бы пойти на сокращения топливных акцизов, которые в последние годы стремительно росли.
Впрочем, есть и другие методы сдержать цены. Осенний топливный кризис изрядно разогрел рынок, дело дошло до временного запрета экспорта нефтепродуктов из России, и сейчас возвращаться к острой фазе противостояния правительства и нефтяных компаний, конечно, никто не хочет.
Но в случае возобновления роста цен на заправках у правительства всегда остается эта мера - прекратить экспорт и остудить внутренний рынок. Другое дело, что это решение весьма болезненное для экономики страны. Экспорт нефтепродуктов пополняет бюджет, а самое главное - удерживает объем добычи нефти на уровне, а именно отсюда выплачиваются основные налоги в нашу казну.
Российская газета - Федеральный выпуск: №31(9273)