С января по март 2024 года россияне оформили 353 тыс. кредитов на покупку автомобилей на общую сумму 508,5 млрд рублей. Достигнутые показатели стали максимальными за всё время наблюдений. Об этом в четверг, 18 апреля, сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выдача займов увеличилась на 99,2% в количественном выражении и на 130,9% — в денежном. Такой резкий скачок эксперты во многом объясняют эффектом низкой базы на фоне дефицита новых машин в начале 2023-го.
«На динамику увеличения объёмов выдачи автокредитов влияло несколько факторов. Прежде всего это... рост продажи новых автомобилей, массовые поставки которых возобновились с весны прошлого года. Кроме того, это изменение... порядка начисления утилизационного сбора, которое, по мнению многих покупателей, может привести к росту цен на автомобили», — объяснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
С 1 апреля в России вступили в силу новые правила ввоза авто из стран Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Теперь если таможенная стоимость машины в этих государствах была занижена, то при ввозе в РФ гражданам и компаниям нужно уплачивать повышенный утилизационный сбор.
«За первые три месяца 2024-го у нас 60% импортных новых авто приехали из Китая, а 25% были завезены через Киргизию с занижением таможенных платежей. Теперь Федеральная таможенная служба может через совместные базы ЕАЭС посмотреть, сколько платежей было уплачено, и при необходимости новый владелец должен будет доплатить недоимки, чтобы зарегистрировать машину. Это же касается и НДС, и акциза, и таможенных пошлин», — объяснил RT главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
По словам экспертов, в преддверии нововведений многие граждане решили приобрести и зарегистрировать авто заранее, что вызвало ажиотажный спрос на рынке в начале года. Помимо этого, интерес россиян к покупке машин подогрели скидки и акции от дистрибьюторов, которые старались сократить затоваренность собственных складов, отметил Алексей Волков.
Примечательно, что выдача займов на покупку автомобилей в России выросла до рекордных значений даже на фоне сохраняющихся в стране жёстких кредитных условий. Напомним, ещё в 2023-м для борьбы с инфляцией Центробанк более чем в два раза повысил ключевую ставку — с 7,5 до 16% годовых — и с тех пор продолжает удерживать её на этом уровне. Вслед за решением регулятора финансовые организации страны резко подняли и свои проценты по займам.
В результате к началу апреля 2024-го средние ставки по кредитам на новые машины колебались около 16—17%, а по подержанным — вблизи 20—22% годовых. Об этом свидетельствуют данные платформы «еКредит».