"Мы сейчас в Госдуме рассматриваем законопроект о рейтингах, по которому основным критерием доступа к госфинансированию предлагается сделать кредитный рейтинг", - отметил Аксаков. Также предполагается подготовить законопроект, которым будет введен исключительно заявительный порядок участия финансовых учреждений в программах субсидирования из средств бюджета при соответствии общим установленным требованиям.
По мнению депутата, нужно снять ограничения для участия банков в программах льготного кредитования, по которым установлены критерии по капиталу и (или) кредитному рейтингу, по наличию определенного вида лицензии и т.д. Под такие критерии подпадают преимущественно крупные банки.
Сейчас многие программы кредитования с госсубсидированием недоступны для банков из-за требований к капиталу. Например, это программы кредитования промышленной ипотеки, поддержки проектов цифровой трансформации, субсидирования льготного кредитования сельского хозяйства, "Сельская ипотека", поясняет Аксаков.
Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Екатерина СвиноваСкажем, для участия в промышленной ипотеке активы должны быть не менее 100 млрд руб. и уровень рейтинга ААА (наивысшая рейтинговая категория). В результате по таким критериям было отобрано лишь 16 крупных банков. В прошлом году было принято три постановления правительства, касающихся реформирования требований к госпрограммам. Весь этот год будет переходным периодом. "В частности, новый подход, предполагает, что такие дополнительные критерии как капитал, наличие опыта участия в программах и т.п. должны быть исключены. А если отбор, то только по рейтингу. Никаких дополнительных условий", - считает парламентарий.
По его мнению, эти принципы должны войти в обновленные госпрограммы. При этом Ассоциация российских банков считает, что там, где произошел пересмотр критериев, нужно провести новый отбор банков.
Важно уточнить и правила госпрограмм, уверен депутат. Препятствием для участия малых банков являются завышенные требования к минимальному размеру кредита при небольшой величине выделенного лимита. Или, например, ставится условие подключится к какой-нибудь дорогостоящей системе, которая банку не нужна.
В России насчитывается около 300 средних и малых банков. Совокупный объем их активов по оценке компании "Яков и Партнеры" составляет от 25 до 30 трлн руб., то есть прилично, уточнил Аксаков. Хотя это только примерно пятая часть от суммарной величины российского банковского сектора. "Чем меньше критериев, тем лучше. Особенно по тем госпрограммам, по которым банки не берут на себя риски. Это, в частности, программы субсидирования процентов", - добавил он.
Программы должны быть открыты для любого банка, который готов прокредитовать по такой программе. Такую позицию поддерживает Федеральная антимонопольная служба и представители бизнеса.
Сегодня у многих небольших и региональных банков есть открытые корреспондентские отношения с западными и восточными коллегами - например, открыты корсчета с банками Турции, стран СНГ и многими другими, рассказал член генерального совета "Деловой России" Алексей Порошин. "Они по-прежнему могут проводить оплату через SWIFT в эти страны. Поэтому сегодня небольшие банки с базовой лицензией, особенно региональные, действительно выигрывают по конкуренции у крупных в части взаимодействия с клиентами, ведущими внешнеэкономическую деятельность", - отметил он.
С учетом того, что отечественный экспорт, поддерживаемый Российским экспортным центром (РЭЦ), Московским экспортным центром, активно растет, все больше компаний выходят на новые рынки, в частности, в страны Африки и Юго-Восточной Азии, объяснил эксперт. Такие предприятия активно переходят как раз в небольшие банки с базовой лицензией и получают все необходимые продукты (кредиты, аккредитивы и др.) и сервисную поддержку.
"В рамках работы по освоению новых рынков, предприятиям нужна господдержка - участие во всех программах помощи экспортерам и импортерам, которые реализуют минпромторг, минэкономразвития, РЭЦ и другие институты развития", - считает Порошин.
"На мой взгляд, это прекрасная инициатива, которую необходимо реализовать на практике. Считаю, что адаптация государственных программ с учетом их возможностей позволит увеличить потенциал финансирования малого и среднего предпринимательства", - пояснил генеральный директор инвестиционной компании "Диалот", председатель Комиссии по финансовым рынкам МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Егор Диашов.
Одним из главных источников финансирования, по его мнению, являются небольшие предприятия, которые пока не проходят по критериям для участия в биржевых торгах, то есть небольшие банки на местах.
Российская газета - Федеральный выпуск: №62(9304)